Барановские ситцы – наш российский триумф

Колокольчики

Повяжу я цветну шаль
Назад кончиками,
Попляшу я под гармонь
С колокольчиками!

(частушка)

Барановские платки

Областной краеведческий музей Тамбова приглашает посмотреть на «Российский триумф». Такое название получила выставка ситца, которую привезли из Государственного музея-заповедника «Александровская слобода». Почему, казалось бы, на первый взгляд совсем простая ткань удостоена чести стать музейным экспонатом? Конечно, это ведь знаменитый барановский ситец, получивший название по фамилии владельцев, известной в XIX-XX вв. Троицко-Александровской мануфактуры братьев Барановых.

Барановские платки

Барановские платки
Барановские платки

У меня дома хранится фрагмент старинного барановского платка, есть колокольчики в коллекции в форме барышень, на голове которых покрыт платок в русском народном стиле, но хотелось получше узнать об истории мануфактуры и полюбоваться разнообразием барановских орнаментов. Поэтому было решено отправиться в Тамбов и посетить данную выставку.

Барановские платки
Костюм — Воронежская область, Бутурлиновский район, на голове — Барановский платок

Барановские платки

Колокольчик. Барановские платки
Н. Минькова. Колокольчик

Барановские платки
Л. Островерхова. Фрагмент Воронежского костюма

Барановские платки
Из коллекции марок Ю. Чуриловой

Барановские платки
Колокольчик. Барановские платки

Афанасенко Е.Н. Колокольчик

Барановские платки
Колокольчик. Барановские платки

Н.Б. Пророк. Колокольчик

Платок. Сложно представить, сколько лет назад он возник, и какое имел значение. Если заглянуть в историю его появления, первыми, кто носили платок, были воины из древнего Китая и Рима. Римские легионеры во время походов обматывали шею куском материи, для того чтобы защититься от холода или ветра, или во время болезни. Предшественником платка на Руси было белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины покрывали голову. С конца XVII века приходит время платку. Платок – царство женщины, уникальная вещь. Народные головные уборы играли особую роль в женском традиционном костюме. По ним можно было понять, из какой местности женщина, какова ее социальная принадлежность, возраст и семейное положение. В старину платок много мог рассказать о своей владелице, из какой она местности, сколько ей лет, замужем или вдова, из богатой или бедной семьи. Платок на Руси всегда был не только важнейшей частью женского народного костюма, но и символом добропорядочности. Показаться простоволосой было верхом неприличия. Чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы платок, отсюда и выражение «опростоволоситься». С незапамятных времен женщины России носили платки — это стало обычаем. Недаром А. Блок описывал русскую красавицу в «платочке ситцевом своём».

Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

Барановские платки

Расписные платки украшали, радовали женщин, всегда были для них желанным подарком. Русский платок создан благодаря кропотливому труду талантливых художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Красочные композиции на платке перекликаются с резными узорами на наличниках домов, вышивками на домотканых полотенцах и рубахах, росписями икон и прялок.

Барановские платки
Автор Е. Рябинский

Родоначальником славной династии купцов-мануфактуристов был крепостной крестьянин Тихон Петрович Баранов. Его дело продолжили сыновья и внуки. За несколько лет деревня Карабаново стала родиной Троицко-Александровской мануфактуры. Платки с клеймом карабановской мануфактуры раскупались по всей России, особенно в азиатских странах. Фабрика была оснащена лучшими усовершенствованными машинами и получила название «Соколовской мануфактуры Асафа Баранова». Было учреждено Товарищество «Асаф Баранов». Фабрика имела свой газовый завод, станцию очистки, электростанцию, химический завод производил краски для тканей.

Барановские платки
Дом А.А. Баранова

Первоначально на Барановской фабрике работали по рисункам иностранных мастеров. Но постепенно хозяин стал нанимать рисовальщиков из русских мастеров. На кроках рисунков тканей появляются русские имена – Андреев Илья, Андреев Алексей. Крок – это рисунок, выполненный на ватмане гуашью, и изображается только та часть рисунка, которая в платке повторяется. Работавшие мастера на фабрике стараются не подражать иностранцам, они перерабатывают, ищут вдохновение из окружающей природы, животного и растительного мира родной стороны, вышивок, деревянной резьбы, лубочных картинок.

Барановские платки
Образцы ткани XIX век, печати для нанесения рисунка

В 1847 году фабрикант Баранов за ситцы, выставленные на Петербургской выставке, получил право изображать на своей продукции государственный герб. Асаф Иванович был не только талантливым предпринимателем, но и грамотным инженером — химиком. Как талантливый инженер, свою фабрику он строил по последнему слову техники.

Барановские платки

Барановские платки

В 1897 году на Соколовской мануфактуре работало до 4000 человек. Существовавшая на фабрике смешанная техника отделки тканей позволяла использовать своеобразный способ набивки: сначала на ткани, окрашенной в традиционный красный цвет, на машине печатали бледные розовые цветы, а затем вручную наносился основной орнамент.

В 1886 году продукция мануфактуры Баранова на выставке в Лондоне, Вене и Париже удостоилась специальной награды Персидского шаха. А ткань «Смородиновый лист» на всемирной выставке в Париже в 1889 году была удостоена высшей награды «Гран-При» за изящество рисунка. Большую популярность приобретают «ализариновые ситцы» и платки, вытеснившие головные уборы, т.к. проникновение в деревню фабричного ситца повлияло и на крестьянский костюм.

Неповторимые узоры русских умельцев гремели на весь мир. Ситцевые платки были дешевле, поэтому и доступные. Ализариновые ситцы получили свое название от красителей, применявшихся для вытравки печати. Девизом купцов Барановых были слова: «Любовь к ближнему» и они были верны ему. Для рабочих мануфактур были построены больницы, аптеки, бани, богадельни для пенсионеров. Около станции Бараново была построена церковь, на кладбище поставили часовню. По всей России крестьянки отдавали предпочтение кумачовым платкам барановской мануфактуры. Особенно эти платки пользовались огромной популярностью в центральных и южных губерниях. Яркий красный цвет барановских платков не выгорал и не линял. Сочетанием желтого, синего, зеленого цветов создавались яркие, красочные декоративные узоры. О династии Барановых можно рассказывать очень много и долго. Их вклад в развитие русского ситцепечатанья столь велик и прекрасен, что и более ста лет спустя мы не устаем восхищаться результатами их трудов.

Барановские платки

После революции 1917 года Барановская мануфактура была преобразована в комбинат имени III Интернационала. На платках стали появляться изображения тракторов, колес, фабричных труб. Новое направление просуществовало недолго и в 30-х годах художники обратились к народному творчеству. Были созданы рисунки на тканях, получившие признание не только в СССР, но и за рубежом. В годы войны фабрика продолжала работать, но о ярких и нарядных тканях пришлось забыть. На комбинате продолжали трудиться талантливые художники, создавая все новые и новые образцы тканей, опираясь на лучшие традиции прошлого и восстанавливая забытые орнаменты. Карабановские ситцы были широко представлены на международных выставках и ярмарках. И вновь на женских плечах заиграли яркими красками карабановские платки.

К большому сожалению, в наши дни хлопчатобумажное производство уже не функционирует. Комбинат распродан, площади сданы в аренду различным фирмам. Печальная участь… Корпуса фабрики в полуразрушенном состоянии, цеха и оборудование разграблено, утрачен уникальный музей истории Барановских ситцев. В последнее время разработано много программ по поддержке народного искусства. Хочется верить, что можно сохранить уникальное наследство наших предков. Шли годы, один век сменялся другим, но неизменным в облике русской женщины остается головной платок.

Список литературы:

Пустовалова О.И. Из истории Барановских ситцев.
Традиционный русский костюм ХIX-XX веков из коллекции С. Глебушкина. – М., 2008. – 736 с.,илл.
Русские традиции. Народный костюм. — В.А. Соколова, СПб., 2011, 144 с, илл.
Народный костюм Воронежской губернии конца XIX — начала XX века. Толкачёва С.П./ Пер. на англ. В.В. Макарова. — Воронеж, 2012. — 216 с.,илл.
Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник.- 1983.- №10.- С. 15.

4 комментария
Ирина Лапина | 04.02.2016

Ярко, красочно! И…грустно. Сколько ситцевых платьев и сарафанов в детстве сносила.
Прекрасный очерк и великолепные колокольчики.

Olga | 04.02.2016

Карабаново ведь совсем недалеко от Москвы, а я ничего и не знала про этот городок и барановские ситцы… интересно очень!
Юля! Как же тебе идут платок и костюм!:)

Юлия | 05.02.2016

Спасибо большое! Да, такие яркие ткани и красивый орнамент, надеваешь и сразу праздник ощущается.

Эдуард | 16.05.2018

Большой и обстоятельный материал «Парижский триумф барановских ситцев» сотрудников музея-заповедника «Александровская слобода» на сайте газеты «Уездный город А»: http://www.alexnews.info/archives/21747

Оставьте комментарий