Колокольчик из Переславля-Залесского

Колокольчик, что на фото, – не простой. Он – часть целой инсталляции, выражаясь новомодным языком. На кусочке дерева изображена тройка лошадей, над ними – дуга упряжи, а под дугой, как и положено, – колокольчик. Только вот почему написано именно Переславль-Залесский? Понятно, что колокольчик оттуда. А еще? Оказывается, потому, что через этот город, через посад Троицкого монастыря (современный Сергиев Посад), дальше через Ростов Великий, Ярославль, Вологду и далее до Архангельска проходил почтовый путь.

Колокольчик

Для смены ямщиков и лошадей были организованы "ямы" – дорожные станции. (Перечитайте прекрасного пушкинского "Станционного смотрителя"). Один такой "ям" сохранился на подъезде к Переславлю-Залесскому со стороны Москвы. При Петре I Ярославская дорога стала почтовым трактом, кстати, включенным в тогдашнюю общеевропейскую почтовую сеть.

Указ об устройстве постоянной почтовой гоньбы между Москвой и Архангельском был оглашен 1 июля 1693 года. Петр сам разрабатывал графики перевозок почты с учетом времени года и состояния дороги. Почтари скакали, "переменяясь по ямам наскоро, днем и ночью с великим поспешением". Царский указ совершенно точно определил скорость доставки почты: "перебегать с Москвы до Архангельского города добрым летним и зимним путем в восьмой и в девятый день, а вешним и осенним путем в десятый и одиннадцатый день. Для гоньбы выбирали "ямщиков добрых непьяниц" с хорошими лошадьми. За потерю или порчу почты ямщику грозила пытка.

Организацией почтовой гоньбы ведал Посольский приказ, которому подчинялась русская почта.

На сайте www.philately.ru можно узнать много интересного, в том числе и то, откуда пошло до сих пор сохранившееся правило расписываться при получении специальной и заказной корреспонденции. А также то, что для почтарей именно архангельской почтовой линии, проходившей из Москвы через Переславль-Залесский были куплены 15 кожаных сумок на ремнях. (Сразу вспоминается детское стихотворение С.Маршака "Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне…") А я из детства помню и самих почтальонов, и их толстые сумки, обязательно на ремне.