Колокольчик Hemony c изображением медведя, держащего щит

Лариса Ф. (коллекционер из Москвы) прислала мне фото колокольчика, который своим верхом похож на один из моей коллекции — колокольчик Hemony.

Колокольчик
Колокольчик

В своём письме она спрашивала: «…есть ли где-нибудь в христианстве, в русском православии или в западном, подобное изображение медведя, держащего щит? И что означает рука с булавой на этом щите? Имеет ли изображение на тулове колокольчика отношение к православию или изображение католическое? И как могут быть связаны эти два изображения?»

Хочу поделиться своими размышлениями, на эти интересные (мне так кажется) вопросы.

1. Изображение не относится к иконографии, поскольку у фигур нет нимбов, значит они не святые, и нет надписей имён этих изображений, а соответственно и не икона. На одном из церковных соборов было принято правило не считать изображение без надписи и нимбов иконой, а лишь картиной.

По нимбам можно было бы сказать о том католическое изображение или православное. У католиков нимб изображается веночком сверху, а у православных сияющая окружность с задней части головы святых. В этом есть принципиальное богословское различие о понятии святости между западной и восточной церковью.

Итак, это не иконография. Это свободное, вольное т. е, неканоническое изображение, безусловно, на религиозную тему.

Но всё же можно сказать, что это всё же православное изображение. Поскольку фигуры людей находятся перед аналоем (церковная тумба, подставка под иконы, книги и т.д.) Такие аналои используют только в православии. У католиков то же есть подобные аналои, но их используют только священнослужители, а на данном изображении отчётливо видна фигура женщины, которая не может быть священнослужителем ни в православии, ни в католической церкви. Она так называемая мирянка. Потом свеча на аналое,… весь характер, манера образов… и т.д., всё это, конечно же, православное.

Итак, изображение православное.

2. Медведь (не очень понятно, какой породы — вытянутый нос, стройный…) один из символов это символ воскресения, пробуждения… Если предположить, что на нижней части это молитва, то может утренняя молитва, которая в православном молитвослове начинается словами (« Восставши от сна…») как медведь после зимней, долгой спячки.

3. Щит по форме Варяжский, такая форма была 13-14 в. Варяги были язычники.

4. Изображение на щите, я думал булава, ведь палица в форме пальца с утолщением, но, посоветовавшись со специалистами, оказалось, что это всё же палица под названием Моргенштерн morgenshtern – немецк. «утренняя звезда», ну а символ палицы хорошо известен в христианстве, как меча духовного, которым является Слово Божие.

Ещё один интересный факт. Оказывается, что скипетр — это утратившая своё прямое, боевое предназначение палица. Скипетр (символ власти) — это атрибут царей.

Все наши цари из варяг… Может тогда… Пробудившись как медведь, «Восставши от сна…» язычества, Слово Божие, как меч духовный коснулся сердец наших царей и они стали молиться христианскому Богу… потом же колокол это тоже некое пробуждение… звон — это призыв к пробуждению и других язычников и призыв к молитве.