Раскрывая «Китайский секрет»

Когда-то я прочитала удивительную книгу «Китайский секрет». Её автор – Елена Яковлевна Данько (1898–1942) – получила художественное образование в школе живописи в школе живописи Александра Мурашко в Киеве и в студиях Ильи Машкова и Фёдора Рерберга в Москве, а также в Академии художеств в Петрограде. В 1916–1924 годах она работала на Петроградском (Ленинградском) фарфоровом заводе художницей по росписи фарфора. С 1922 года художницу заинтересовала история керамики. И уже в 1923 году журнал «Художественный труд» напечатал статью Елены Яковлевны о советском художественном фарфоре. Позднее появился ряд книг по истории фарфора: «Ваза Богдыхана» (М.-Л.: Радуга, 1925), «Фарфоровая чашечка» (Л., Гос. изд., 1925), а в 1929 году появился «Китайский секрет», выдержавший по крайней мере восемь изданий (последний раз книга издавалась в 1957 году). Елена Данько была также историографом Ленинградского фарфорового завода. Ею написана вводная статья к каталогу «Государственный фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова» (Л.: Гос. контора справочников и каталогов, 1938).

Книга
Колокольчик

Интересно, что кроме росписи по фарфору, Данько владела еще одной замечательной профессией – ремеслом кукольника. И после увольнения с ЛФЗ она, по совету С.Я.Маршака, и стала писать о том, что лучше всего знала и любила. Так в 1931 году вышла повесть «Деревянные актёры» – о куклах-марионетках и бродячих кукольниках Италии, Германии, Франции во второй половине XVII века, а в 1941 году увидело свет продолжение «Золотого ключика» А.Толстого под названием «Побеждённый Карабас». В книге Буратино с товарищами попадают в довоенный Ленинград (наверняка кто-то читал эту книжку в детстве!).

Но вернемся к «Китайскому секрету». В книге живо и увлекательно рассказана история фарфора. Читатели узнают, как пытались спастись от яда феодалы при помощи фарфоровых кубков. В XVIII веке вместе с французским монахом-иезуитом отцом д’Антреколлем мы побываем в старом Китае, в городе Кин-те-чен, где были самые большие фарфоровые фабрики, а в Нанкине посмотрим на фарфоровую башню: «Её девять этажей поднимались вверх на 80 метров. Стены были выложены белыми фарфоровыми плитками. Плитки у окон и дверей были желтые и зеленые. На них извивались выпуклые драконы. На острых выступах башни висели фарфоровые колокольчики. Их было восемьдесят штук. Они нежно звенели от дуновения ветра». А дальше – Германия (рождение мейсенского фарфора) и Россия (открытие фарфора Ломоносовым и Виноградовым, а затем история и современность Ленинградского фарфорового завода).

Цитирую Е.Я.Данько: «… для того, чтобы написать эту книгу, нужно было прочесть уйму книг на четырех языках – о монахах, о рыцарях, об алхимиках, о китайцах и о русских царицах; нужно было порасспросить многих людей, нужно было автору самому многое видеть, и поработать на фарфоровом заводе, и побродить по Шлиссельбургскому тракту, отыскивая следы старины и думая о прошлых временах». Книга действительно замечательная, жалко только, что с 1957 года её так и не удосужились переиздать… Но на помощь как всегда приходит Интернет, и после долгих поисков «Китайский секрет» всё-таки был обнаружен. Прочитать книгу можно здесь.

После «Китайского секрета» у меня появилась мечта – побывать на каком-нибудь фарфоровом производстве и своими глазами увидеть, как изготавливают «белое золото». Вариантов было много – Ленинградский (сейчас – Императорский) фарфоровый завод, Вербилки, но почему-то больше всего хотелось в Мейсен, где в 1710 году и появился первый европейский фарфор. И белые чашечки с яркими цветами из «парадного» бабушкиного сервиза тоже звали в этот немецкий город. Но всё как-то не складывалось, наши европейские маршруты проходили мимо Мейсена.

Мейсен

Лишь в прошлом году, когда я планировала наш самостоятельный тур по Чехии, появилась мысль: «А не заехать ли в Мейсен?» Заехали. Первым пунктом программы было, конечно, посещение знаменитой Мануфактуры. С её историей можно познакомиться здесь. На саму Мануфактуру можно попасть лишь два раза в год – весной и осенью, – когда там бывают Дни открытых дверей (о них рассказывала на своём сайте Светлана Нарожная), поэтому пришлось ограничиться посещением здания, где находятся Выставочный зал, бутик, музей фарфора и демонстрационные мастерские.

В туре по демонстрационным мастерским мы и увидели, как создаются изделия из мейсенского фарфора. Тур начался с просмотра фильма, рассказывающего об истории Мануфактуры, а также о сырье и материалах, необходимых для производства фарфора. После окончания фильма все перешли в первый зал. Там гончар показал первую стадию изготовления изделий. На гончарном круге была вылеплена чашечка, которой потом при помощи специальной гипсовой формы придали определенную форму. Во втором зале женщина-мастер показала сборку сложного изделия – статуэтки, которая была выполнена вручную. При помощи жидкой глиняной смеси части изделия, предварительно сформованные в соответствующих формах, были склеены между собой и тщательно подогнаны. Все мелкие детали, цветочки, лепесточки – лепятся вручную. В третьем зале продемонстрировали подглазурную роспись. Закончился тур демонстрацией надглазурной росписи. Художница рассказала нам о красках, стилях росписи. Из-под ее кисточки в одно мгновение (так показалось!) возник симпатичный цветок, украсивший маленькое блюдечко.

Мейсен

После демонстрационных мастерских мы полюбовались на старинный фарфор в Музее мануфактуры и посетили выставку «Нации мира – добро пожаловать», открытую с 2010 года, когда отмечали 300-летие предприятия, в Выставочном зале. Каждая витрина или зал на выставке – это своего рода национальный павильон, только вся продукция в них – мейсенский фарфор. Небольшой зал выставки посвящен и России: в витринах выставлены фигурки из «Большого русского заказа» и статуэтки Пауля Шойриха из серии «Русский балет», экспонируется там также посуда из большого сервиза Святого Андрея Первозванного, преподнесённого курфюрстом Саксонии Августом III будущей императрице Екатерине II в 1745 году по случаю ее бракосочетания. Ещё я узнала в экспозиции посуду с цветочным декором (как на «бабушкином» сервизе!). Оказывается, это т.н. «Итальянский стиль».

Мейсен
Колокольчик. Мейсен
Колокольчик. Мейсен
Колокольчик. Мейсен
Колокольчик. Мейсен

Потом мы ещё немного походили по Выставочному залу, фотографируя современные изделия Мануфактуры. Были там, конечно, и колокольчики… И после длительного «удушения жабы» в нашей коллекции всё-таки появился маленький фарфоровый колокольчик из т.н. «ёлочной» серии, который украшают знаменитые «Голубые Мечи» – товарный знак мануфактуры, который наносится на каждое фарфоровое изделие с 1722 года, это самая старая и наиболее долго используемая без перерыва торговая марка.

После посещения Мануфактуры была небольшая прогулка по самому Мейсену. С его историей можно познакомиться здесь. Мы посмотрели на фарфоровые колокола церкви Фрауэнкирхе, поднялись к замку Альбрехтсбург, где с 1710 по 1860-е годы и находилась фарфоровая Мануфактура, а потом просто гуляли по уютным улочкам в поисках очередного колокольчика для коллекции. Интересная особенность: в старом городе Мейсена полно лавочек и магазинчиков со старинным и современным фарфором, а вот обычный сувенирный колокольчик был найден с трудом. На нём изображены замок Альбрехтсбург и Мейсенский собор, стоящие на высоком левом берегу Эльбы.

колокола
колокольчик
Мейсен
Мейсен

http://ru.wikipedia.org, http://bibliogid.ru/articles/545; фото книги с сайта http://pics.livejournal.com/arishe4ek/

8 комментариев
Анна Баранова | 07.02.2012

Наталья, поздравляю с поездкой! Мейсенский фарфор — это, действительно, чудо, такое стоит увидеть хотя бы раз в жизни. А вот Вербилки, к сожалению в упадке. Моя мама там была несколько лет назад, очень грустные впечатления.

Наталья Степанова | 08.02.2012

Спасибо, Анна! Рада, что Вам понравился мой материал.

Olga | 08.02.2012

Наташа, а колокольчики на Фрауэнкирхе удалось послушать?
Вот тут есть видео, где они звучат. Я теперь тоже буду хотеть в Мейсен!:)

Наталья Степанова | 08.02.2012

Нет, в Мейсене фарфоровые колокола мы не слышали. Мы слышали их в Дрездене. Они висят на Колокольном павильоне в Цвингере. А в Мейсен надо ехать обязательно :) ))

Larissa | 08.02.2012

И рассказ очень интересный, и колокольчики — красота. Спасибо! А я не смогла «задушить свою жабу». В Париже видели колокольчики мейсенского фарфора, но из-за дороговизны рука не поднялась купить.

Наталья Степанова | 08.02.2012

И тебе, Лариса, спасибо за добрые слова.

Ирина | 11.02.2012

Спасибо, Наталья,за интересный рассказ. В украинском языке есть слово ШЛЯХЭТНЫЙ, что означает благородный. Именно это слово всегда мысленно произношу, когда среди иных прекрасных колокольчиков , вижу колокольчик фарфоровый.

Наталья Степанова | 12.02.2012

И Вам, Ирина, спасибо, что обогатили мои познания в украинском языке. Никогда такого красивого слова не слышала.

Оставьте комментарий

Случайные записи

Новости "Колокольной галереи"

Последние записи

Top 5