Фарфоровая мануфактура Жолнай

История фарфоровой мануфактуры Жолнай начинается в 1853 году, когда в городе Печ Миклош Жолнай купил действующую на тот момент мануфактуру Лукафа, занимавшуюся изготовлением керамической плитки, и переименовал ее в Жолнай. Год спустя Миклош передал завод своему старшему сыну Игнашу.

Колокольчик Жолнай
Колокольчик. Фото Д. Баранова

Клеймо завода Жолнай
Клеймо завода Жолнай. Фото Д. Баранова

Мастерская, которую Игнаш возглавлял в течение 10 лет, имела примитивное оборудование. Подразумевалось использование ручного труда. Игнаш нанял несколько доведенных до нищеты гончаров, которые производили керамические изделия для местного рынка и были не в состоянии конкурировать с массовым производством. Мануфактура выпускала глиняные тарелки, отделочную плитку для домов и водопроводные трубы.

Мастерские нуждались в капитале и развитии, а производство в автоматизации. Все было возможно, но в условиях жесткой конкуренции на рынке Жолнай потерпел неудачу. Дошло до того, что завод выставили на продажу на аукционе.

Вилмош Жолнай
Вилмош Жолнай.
Фото из Википедии
Получилось так, что завод выкупил младший брат Игнаша Вилмош Жолнай. Вилмош сначала вошел в состав правления и некоторое время оставался его членом, а потом и возглавил мануфактуру в 1865 году. С именем Вилмоша Жолная связано превращение завода в широко известную не только в Венгрии марку, славящуюся художественной продукцией высокого качества.

В середине 1870-х в мастерских завода работало от 15 до 20 сотрудников. Поначалу основной движущей силой, развивающей производство, были иностранные эксперты и собственно семья Жолнай. Как сам Вилмош, так и его дети – Терез, Юлия и Миклош принимали активное участие в улучшении качества выпускаемых изделий, расширении продуктовой линейки, становлении и поддержании отношений с покупателями. Терез и Юлия начинали как любители, но вскоре достигли уровня прикладного искусства.

Эксперименты и развитие превратились в непрерывный процесс. Мастерская стала настолько большой частью жизни членов семьи, что свои дома они построили на территории, прилегающей к заводу. Благодаря неослабевающим усилиям, безупречному исполнению и новым технологиям завод семьи Жолнай вскоре стал самым лучшим в высоко конкурентной индустрии по производству керамики.

В 1873 году на Всемирной выставке в Вене завод был награжден дипломом за заслуги, орденом Франца-Иосифа III степени и другими иностранными наградами.

Венгерский и персидский стили, разработанные Терез и Юлией в 1874 году, оставались наиболее характерными чертами продукции Жолнай вплоть до 1880-х. Изделия, декорированные в этих стилях, стали известными не только в Венгрии, но и за ее пределами.

В 1878 году завод выиграл гран-при на всемирной выставке в Париже. Вилмош Жолнай получил Орден Почетного Легиона. В 1886 Жолнай награжден орденом Франца-Иосифа II степени.

В 1891 году Вилмош Жолнай, Лайош Петрик и Винс Варта экспериментальным путем изобрели красную эозиновую глазурь. Ее назвали Руж Фламбе. Эозиновая глазурь придает изделиям стеклянный блеск, переливается разными цветами. Это изобретение было и остается до сих пор визитной карточкой мануфактуры. Вилмош Жолнай проводил эксперименты с 1870 года, но лишь в 1893 году пришел коммерческий успех.


Вазы, где не все элементы декора покрыты эозиновой глазурью.
Фото flickr.com

В 1900 году Вилмош умер, и управление заводом принял на себя его сын Миклош Жолнай. Миклош был хорошо образованным и высокопрофессиональным бизнесменом, владел несколькими иностранными языками. Он переориентировал направление развития завода в сторону наиболее полного использования производственных мощностей и максимизации прибыли.

Благодаря новому капиталу, который привлек Миклош, завод укрепил свои позиции и на местных рынках, и на иностранных. На дополнительно вложенные средства было налажено производство отделочной декоративной плитки и промышленного фарфора. Эти новые направления деятельности расширили спектр продукции, выпускаемой до того и являвшейся менее прибыльной.

Несмотря на то, что в период с 1900 по 1902 было выпущено около 1400 изделий, и среди них образцы с новым видом глазури, время управления заводом Миклошем, характеризовалось в основном выпуском промышленной продукции. До 1910 года художественному направлению уделялось гораздо меньше внимания. Для того, чтобы удовлетворить потребностям развивающейся в то время инфраструктуры, завод сфокусировался на производстве черепицы, каминов, труб и изоляторов.

Анонимус, 1910-1918 год, автор Миклош Лигети
Анонимус, 1910-1918 год, автор Миклош Лигети. Фото magyarkeramia.hu
Львиная семья, около 1915 года
Львиная семья, около 1915 года. Фото magyarkeramia.hu
Блюдо с мужской и женской фигурами, 1910 год
Блюдо с мужской и женской фигурами, 1910 год. Фото magyarkeramia.hu
Лиса, 1930-1945, автор Ференц Ори
Лиса, 1930-1945, автор Ференц Ори. Фото magyarkeramia.hu

Во время Первой мировой войны производство декоративных объектов и отделочной плитки было прекращено полностью. Эти виды продукции были замещены промышленным фарфором, а особенно электрическими изоляторами, которые использовались военными.

Борющиеся медведи, около 1920-1930 годов, автор Бела Маркуп
Борющиеся медведи, около 1920-1930 годов, автор Бела Маркуп. Фото magyarkeramia.hu
Полярная сова, 1920 год, автор Лайош Мак
Полярная сова, 1920 год, автор Лайош Мак. Фото magyarkeramia.hu

После окончания Первой мировой войны на фоне глобального экономического кризиса и обеднения, утраты источников сырья и изменения клиентской базы завод Жолнай переживал не лучшие времена. Болезнь Миклоша Жолная еще больше усугубила проблемы, и серьезность их все более усиливалась.

Когда Миклош умер в 1922 году, управление заводом взяли на себя его племянники, которых он усыновил. Племянники занимали руководящие позиции в течение последующих нескольких лет. Послевоенный период характеризовался медленным развитием. В то же время производство было реорганизовано, внедрено электрическое оборудование. Выживанию фабрики способствовало переключение на производство фарфора. Фарфоровая посуда вошла в продуктовую линейку завода наряду с изоляторами, однако была снята с производства, и только в 1953 году возобновлен выпуск декоративной и повседневной посуды. В это же время были предприняты попытки разработать новый вид керамики – пирогранита.

Вазы, керамика, Жолнай
Вазы, керамика, Жолнай. Фото commons.wikimedia.org

В 1955 году снова начали выпускаться каминная и архитектурная керамика. В 1963 году завод потерял свой независимый статус и был присоединен к Национальной Компании Художественной Керамики с названием Печский Фарфоровый Завод.

Красный бык, 1950-1960, автор Андраш Синко
Красный бык, 1950-1960, автор Андраш Синко. Фото magyarkeramia.hu
Лежащая фигура, 1962, автор Янош Торок
Лежащая фигура, 1962, автор Янош Торок. Фото magyarkeramia.hu

Имя Жолнай и известный бренд был возвращен заводу в 1974 году, а в 1982 году он снова стал независимым, самостоятельным предприятием. Серьезным шагом в развитии стало расширение ассортимента фарфоровых тарелок. В ответ на рост спроса на декоративные изделия в Венгрии, в провинциях была открыта сеть магазинов. Завод непрерывно увеличивал список стран экспорта своей продукции. Среди стран, куда поставлялись изделия завода, — Великобритания, Австрия, Италия, Германия, Дания, Финляндия, Швеция, Греция, Япония, Южная Корея, Ирак и Иран.

В 1989 и 1990 годах существенно сократились как национальный рынок, так и международный. Катастрофическое экономическое положение, в котором оказалась Венгрия, когда происходила переориентация в сторону рыночной экономики, вызвало большую неопределенность в жизни Жолнай.

Завод реорганизовался в акционерное общество в конце 1991 года, и был приватизирован в 1995 году. Самым крупным акционером стал Венгерский Банк Инвестиций и Развития. Новый акционер принял решение сделать из богатого историей и традициями завода предприятие, приносящее прибыль, при этом, не изменяя структуру продуктовой линейки.

Были установлены три центра, генерирующие прибыль:

  • подразделение, производящее блюда и декоративные объекты, выпускало фарфоровую посуду, аксессуары, статуэтки, эозиновую керамику;
  • подразделение по выпуску пирогранита, отвечающую за отделочную плитку для фасадов и интерьеров, печи и камины;
  • подразделение по производству промышленного фарфора, выпускающее в частности электрические изоляторы.

В сентябре 1999 года вместо одного завода появились три компании. Подразделение, занимавшееся выпуском промышленного фарфора, стало самостоятельной организацией, но осталось в составе акционерной группы. Эта организация отвечала за обеспечение сырьем и энергией, также оно занималось сдачей в аренду объектов, не находящихся в списке исторических памятников.

Пирогранитный и художественный департаменты вместе образовали Фарфоровую мануфактуру Жолнай. Третья компания получила название Zsolnay Orokseg Kht и была создана для управления объектами недвижимости, принадлежащими заводу, их восстановлением и поддержанием.

Просматривая замечательные вещицы, которые выпускает Жолнай, я смогла установить несколько типов эозиновой глазури: красная (о ней уже написано чуть выше), золотисто-зеленая, зеленая (она самая распространенная), золотистая, и лиловая.

Вазы с разными типами эозиновой глазури
Вазы с разными типами эозиновой глазури.
Фото commons.wikimedia.org

Изделия завода могут встречаться в разных вариантах глазури – на официальном сайте мне встретилась вот такая лягушка: золотистая с примесью зеленого, зеленая, фиолетово-зеленая и фиолетовая. Какое многообразие!

Статуэтки могут и не покрывать эозиновой глазурью, тогда они имеют более традиционный вид, но не теряют своей прелести. Вот, например зеленая эозиновая лисичка. Ее обычную сестричку я нашла в витрине антикварного магазина на одной из будапештских улиц.

Лиса
Лиса с витрины антикварного магазина
Ежик
Ежик «попался» на будапештском рынке

Эозиновой глазурью покрывают и вазы, и блюда. Причем как целиком, так и отдельные элементы рисунка. Независимо от способа декорирования смотрятся вещи просто потрясающе.

Помимо статуэток и других предметов интерьера Жолнай выпускает и очень красивую фарфоровую посуду. Очень приятно, что в каждой из коллекций есть и колокольчик. Расписывается посуда не красками, а опять же глазурью, которая наносится специальным пером. Я долго рассматривала свой колокольчик. Голубые лепестки васильков выполнены прозрачным покрытием, а темно-синие – более плотной глазурью. Очень интересный эффект, рисунок приобретает стеклянный блеск.

Фарфоровая посуда Жолнай

Фарфоровая посуда Жолнай

Фарфоровая посуда Жолнай


Роспись блюда. Фото flickr.com

Фарфоровая посуда Жолнай

Фарфоровая посуда Жолнай

Фарфоровая посуда Жолнай

Еще одно из достижений Жолнай – пирогранит, также изобретенный в результате многочисленных экспериментов. Это керамическая декоративная плитка. Она весьма устойчива к воздействию внешней среды и, в то же время, очень красива. Плитку использовали для отделки многих зданий Будапешта: Парламент, Музей прикладного искусства, Центральный рынок, здание Почтового сберегательного банка, а крыша церкви Матьяша, что на Будайской стороне, покрыта разноцветной черепицей, изготовленной в Пече на заводе Жолнай.

Декор фасада Сберегательного Почтового банка
Декор фасада Сберегательного Почтового банка

Декор фасада Сберегательного Почтового банка

Церковь Матьяша на будайской стороне в Будапеште
Церковь Матьяша на будайской стороне в Будапеште

Церковь Матьяша на будайской стороне в Будапеште
Церковь Матьяша на будайской стороне в Будапеште

Церковь Матьяша на будайской стороне в Будапеште

Наследники Вилмоша Жолная к столетию со дня его рождения решили учредить музей фарфора в Пече. Экспозиция открыта в 1928 году, однако начало было положено еще Миклошем Жолнаем в 1907 году, когда он передал коллекцию изделий завода в дар городскому музею.

Богатое собрание керамики и фарфора, когда-либо выпускаемых на заводе, представлены в хронологическом порядке, и можно проследить, как менялись вкусы потребителей с течением времени. Помимо продукции печского завода в музее представлена мемориальная комната Вилмоша Жолная.

В антикварных магазинах
В антикварных магазинах на улице Ваци в Будапеште часто можно встретить эозиновые фигурки Жолнай, обратите внимание на статуэтку в виде фонтана в городе Печ

Прогуливаясь по улицам Будапешта, я рассматривала витрины многочисленных антикварных и сувенирных магазинчиков и обратила внимание на странную статуэтку. Что это, не сразу понятно. Обелиск или памятник. Оказалось, фонтан. Миклош Жолнай подарил родному городу фонтан, украшенный эозиновой глазурью. Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей Печа.

Фонтан в городе Печ, украшенный элементами с эозиновой глазурью
Фонтан в городе Печ, украшенный элементами
с эозиновой глазурью. Фото commons.wikimedia.org

Источники:
http://nashavengriya.ru
http://www.domechti.ru
http://wmuseum.ru
http://zsolnay.com
http://www.magyarkeramia.hu

3 комментария
Olga | 20.02.2014

Аня, спасибо большое! А какие характерные особенности у венгерского стиля, который разработали Терез и Юлия?
Подскажите, пожалуйста где в Будапеште можно купить фарфоровые колокольчики Жолнай?

Анна Баранова | 20.02.2014

Ольга, это мотивы в виде павлиньего пера, хризантемы, гвоздики, лилии. В Будапеште колокольчики я видела на рынке, но он там был в три раза дороже, чем я купила в Сентендре. В каждой из фарфоровых коллекций, что на фото, есть колокольчик.

Ирина Лапина | 28.02.2014

Очень интересно.Впечатлена новым путешествием Анны и Дмитрия. Замечательный рассказ и прекрасные фотографии.

Оставьте комментарий

Случайные записи

Последние записи

В "Колокольной галерее"

Популярное (метка "Предприятие")