В доме веселого чародея

«Кто приходит ко мне, делает удовольствие, кто не ходит, делает одолжение…».

В этом году знаменитому цирковому артисту Анатолию Леонидовичу Дурову исполнилось бы 150! Известный во всем мире артист выбрал именно Воронеж для осуществления своих смелых творческих замыслов. Здесь он построил свой дом мечты, создал музей-паноптикум, превратив его в своеобразный прообраз Диснейленда, так как в архитектуре усадьбы нашли свое отражение мотивы различных эпох и культур.

А.Л. Дуров. Автопортрет
А.Л. Дуров. Автопортрет

Пройти мимо такой знаменательной даты и не посетить дом-музей циркового артиста было невозможно, тем более в моей коллекции есть несколько колокольчиков на тему циркового жанра. В этот день мы вспоминали этого талантливого человека, пили чай, смотрели документальный фильм о знаменитой цирковой династии, рассуждали о природе комичного и серьезности смеха.

А.Л. Дуров с куклой петрушкой
А.Л. Дуров с куклой петрушкой

Колокольчик
А. Сычикова. Колокольчик «А.Л. Дуров»

Усадьба А.Л. Дурова
Усадьба А.Л. Дурова

Анатолий Леонидович Дуров родился в Москве, в старинной дворянской семье 8 декабря 1864 года. Его лучший друг детства А.И. Куприн писал о нем: «способности он имел исключительные, но он был непоседа, крикун, забияка, притом прекрасный товарищ. Начальству в кадетском корпусе не нравилась его склонность к сатирическому остроумию, а кроме того, под его партой гостили всегда разные животные».

Увлечение цирком у Анатолия Дурова началось с детских лет. Все свободное время мальчик проводил в балаганах Девичьего поля, цирках братьев Зубаревых, Саломонского и Гинне, позже у цирковых артистов он будет втайне от домашних брать уроки акробатики.

Цирк-балаган братьев Зубаревых
Цирк-балаган братьев Зубаревых

Колокольчик
И. Мурашева. Колокольчик «Цирковой слон»

Колокольчик
И. Амакова. Колокольчик «Цирковой слон»

Именно в Воронеже Анатолий Дуров выступает впервые как клоун, здесь же определяется его оригинальный талант и дальнейшая артистическая деятельность. Выступления Дурова открыли новую страницу в истории циркового жанра, он заставлял зрителей не только смотреть и смеяться во время выступлений, но еще и слушать и думать. Незабываемая заслуга Дурова еще в том, что не лишая клоунаду ее специфически циркового стиля, он сумел внести в нее элементы политической и бытовой сатиры. В своих шутках и репризах он высмеивал бюрократизм, взяточничество, казнокрадство.

А.Л. Дуров

Колокольчик
Salamander pottery. Колокольчик «Клоун с бабочкой»

Начало XX века было отмечено для Анатолия Дурова новыми творческими успехами, он гастролирует в различных европейских странах, выступления Дурова на тему общественно-политической жизни поднимают его на высоту клоуна-публициста. «Шумными овациями его встречали в Париже, Берлине, Мадриде, Токио. Его портреты — самые разнообразные – в ярких клоунских блестках, в легких костюмах из чесучи, в строгом сюртуке со снежно-белым пластроном, с массой орденских звезд, с россыпью медалей и жетонов на лацканах… В гриме, а чаще без грима: открытое смеющееся лицо, точеный, с горбинкой нос, темные шелковистые усы с изящнейшими колечками, небрежно взбитая над прекрасным лбом прическа…»

Реклама выступления А.Л. Дурова
Реклама выступления А.Л. Дурова. Франция, 1890 г.

Колокольчик
Колокольчики «Клоуны»

Тысячи легенд, анекдотов, невероятных историй сопровождали «короля смеха», и все это шумело, аплодировало, кричало «браво, Дуров!».

В возрасте 37 лет Анатолий Дуров покупает в Воронеже усадьбу, в которой он проживет пятнадцать лет. Все это время он направляет на обустройство дома, создание музея, возделывания парка с фонтанами. Сейчас в музее можно видеть макет воссозданной усадьбы времен Анатолия Дурова – это огромная по территории часть земельного участка в старой части города на склоне холма, спускающегося к реке; непосредственно сам дом, состоящий из двух этажей; летняя кухня с маской великана с горящими по ночам глазами; смотровая площадка с беседкой-бельведер; грот с подземным ходом; терраса с паровозом; фонтаны, павильон «цирк»; детские карусели и качели; музей коллекций и модель средневековой улицы, египетский павильон с перископом и пристань. Здесь слилось воедино творческая фантазия Дурова, его художественный талант и страсть коллекционера.

Макет усадьбы А.Л. Дурова
Макет усадьбы А.Л. Дурова

Беседка-бельведер
Беседка-бельведер

Парк
Парк

Прийти в гости к хозяину усадьбы мог любой житель или гость города, прогуляться по саду, отдохнуть у фонтанов. Особое внимание привлекали посетителей развешенные по всей территории усадьбы таблички с афоризмами Анатолия Дурова. Таким образом, он заставлял людей остановиться на миг, улыбнуться или погрустить, поразмыслить о жизни, сделать выводы. Например, такое изречение встречало гостей у входа в калитку дома: «Кто приходит ко мне, делает удовольствие, кто не ходит, делает одолжение…», или «Лучше подать соль, нежели насолить человеку», «Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдался ему всецело».

Кто людей веселит, за того весь свт стоит

Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдался ему всецело

К 1913 году усадьба имела законченный вид: «Террасами вниз спускается белая каменная лестница, над которой тяжело нависли сочные зреющие вишни, сливы, яблоки. Терраса упирается в площадку, на которой из зеленой лягушачьей головы бьет фонтан. Бросается в глаза прибитая на дереве надпись: «И в раю жить тошно одному». Остановились у фонтана с надписью: «Только фонтан бьет снизу вверх, обыкновенно бьют сверху»… По илистому каменному дну фонтана важно ползают черепахи…» Спустившись, попали в обширный каменный грот со сводами, сталактитами и нишами, в которых размещены и подсвечены электричеством аквариумы с экзотическими рыбами и террариум с ящерицами, тритонами, саламандрами. Из грота Дуров провел посетителя в «весьма серьезный отдел». Отдел начинался помещением, в котором были развешаны кривые зеркала, бывшие в то время редкостью».

Колокольчик
Villeroy Boch. Колокольчик «Новогодний цирк»

«По узкой лестнице со скользкими ступенями, вероятно, по той же самой лестнице, по которой сходят в царство мертвых, спустились мы с Анатолием Леонидовичем в подземный ход, тускло освещенный редкими электрическими лампочками… Веет затхлою загробной сыростью могил. От поучительных надписей, сопровождающих вход в подземелье, невольно делаешься философом. «Наш путь — короткая дорога от метрики до некролога» — смеясь, говорит белая дощечка. Спускаемся в подземелье. «Жить остается немного — надо торопиться работать» — зловеще предостерегает следующая дощечка. Подземный ход вывел в «Замок царицы Тамары» — картинную галерею. Стены задрапированы черным ковром. Мягкие ковры заглушают шаги. По стенам, в углублениях, картины». (Дуров А.Л. В жизни и на арене. Воронеж. 1914 г.)

Усадьба и парк в нынешние дни
Усадьба и парк в нынешние дни

Дело в том, что Анатолий Дуров, помимо циркового таланта, также имел способности к живописи. Он писал на стекле, по его мнению, это позволяло создать объем, воздушную перспективу и иллюзию глубины пейзажа.

Работа А.Л. Дурова
Работа А.Л. Дурова

С уверенностью можно сказать, что для такого талантливого человека, эта усадьба являлась не просто домом, а настоящим музеем, гости которого, вместе с его создателем могли совершить путешествие в мир его фантазий.

Кабинет А.Л. Дурова
Кабинет хозяина усадьбы

В 1915 году Анатолий Дуров уезжает в Мариуполь на гастроли, где заболевает воспалением легких и умирает. После его смерти в этом доме проживала его вторая жена – Елена Робертовна Гертель, часто приезжали дети и внуки. С годами усадьба приходит в упадок, в советское время здесь располагались коммунальные квартиры, и только в 80-х годах прошлого столетия в доме известного циркового артиста снова открывается музей, восстанавливается парк и надворные постройки.

могила А.Л. Дурова
Могила А.Л. Дурова

Во время этой встречи гости музея поднялись на балкон второго этажа дома, с которого открывается красивый вид на воронежское водохранилище, а раньше реку, которая и привлекла внимание Анатолия Дурова. А закончить хочется словами близкого друга артиста А.И. Куприна: «это величайший русский цирковой артист, впервые показавший, что клоун не шут, а художник и сатирик, что он достоин своего памятника: пусть по нынешним временам не в бронзе, а хотя бы в благородных признательных сердцах».

Источники:
Дом-музей А.Л. Дурова/сост. И. Бойкова. – Воронеж, 2006 (Достопримечательности Воронежской области)
В.А. Кораблинов. Браво, Дуров!- Центрально-черноземное книжное издательство, 1980 г.

4 комментария
Вера | 22.12.2014

Воистину талантливый человек талантлив во всем — писать на стекле, да еще и пейзаж! Юлия, а что он коллекционировал?

Елена | 22.12.2014

Он одним из первых для общественности открыл музей. В ту пору губернскому музею было всего 5 лет, а здесь находилась обширная коллекция, состоящая из 23-х разделов: египетская мумия, археологические древности, картинная галерея с отделом скульптуры. В день перезахоронения праха Дурова в музее начали происходить необычные вещи: со стен вдруг упали все картины и занавес. Работники музея это не могут объяснить до сих пор.

Вера | 22.12.2014

Ничего себе! Мумия, древности.. А то что все упало — мда-а..мистика какая-то да?

Ирина Лапина | 23.12.2014

Как хорошо, что, благодаря таким энтузиастам как Юлия, появляются такие рассказы. И мы вспоминаем людей, что вошли в историю. Представить русский цирк без Анатолия Дурова просто невозможно. Очень оригинальные колокольчики. И я с радостью увидела своего клоуна среди замечательной троицы. Буду теперь знать, что есть еще колокольчики из этой компании. Интересно,что в эти недели я как раз перефотографировала свои колокольчики и сделала общую фотографию всех своих шутов и клоунов. Все раздумывала о чем бы написать. Хотела рассказать с их помощью об известных шутах. Можно считать, что Юлия открыла эту тему. Спасибо!

Оставьте комментарий

Случайные записи

Новости "Колокольной галереи"

Последние записи

Top 5