Рукоделие, приносящее радость себе и людям

Рукоделие

Иногда я люблю «побаловаться» тем, что в словарях называется красивым словом «рукоделие». Это разновидность ручного труда, в основном женского, когда из ткани, ниток, шерсти и других материалов, создаются разнообразные красивые вещицы. В старину дамы занимались рукоделием по скорее необходимости – шили и вязали одежду, но потом оно все более превращается в занятие для души. Оригинальные изделия начинают использовать для украшения дома и подарков.

Сейчас рукоделие — это интересный отдых, способ расслабиться и отвлечься от повседневной реальности, реализовать свой творческий потенциал. Видов ручных работ множество: шитье, вышивание, вязание, бисероплетение, оригами, декупаж, лепка, ковроткачество, рисование по стеклу и фарфору и пр. Но здесь хочется рассказать лишь о тех, которыми владею сама и использую для изготовления колокольчиков.

Вышивка

Это один из самых любимых и распространенных видов рукоделия. Он известен с давних времен, и как многие другие отрасли искусства и науки, пришел к нам с Востока. Но древние греки оспаривали право первенства, ведь по их мифам изобрела вышивку сама Афина Паллада!

Вышивка

Вышивают на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Видов швов тоже бесчисленное множество: крест, гладь, набор, роспись, тамбур, прорезь, мережка…

Но из всего этого многообразия я, к сожалению, умею вышивать только крестом. После нескольких небольших картинок с колокольчиками захотелось сотворить уже что-то объемное.

Колокольчик. Вышивка
Подарен Ольге Поповой

Колокольчик. Вышивка

Долго эту идею вынашивала, но стала она возможной лишь с появлением пластиковой канвы. Это «решетка» из мягкой пластмассы прямоугольной, круглой, шестигранной формы, которая легко режется ножницами. По такой канве вышивают нитками или шерстью, не нужно использовать пяльцы или специальные приспособления для натягивания. Пластиковая канва не мнется, не теряет первоначальной формы, готовое изделие получается идеально ровным и остается таким навсегда. Из-за жесткости и одновременно пластичности этого вида основы для вышивки стало возможным создавать объемные изделия – домики, шкатулки, кукол, и конечно, колокольчики.

Колокольчик. Вышивка

Колокольчик. Вышивка
Подарен Ларисе Францек

Колокольчик. Вышивка

Одним из основных инструментов рукодельницы является игла, а для нее нужна специальная подушечка. Поэтому в средневековой Франции (по легендам даже в XVI веке!) появилось новое рукоделие, посвященное игольнице, которым развлекались дамы высшего общества. Назвали его — бискорню. Само слово «biscornu» переводится с французского как «неровный», «несуразный» или «выступающий». Наши рукодельницы данное хобби называют просто и ласково – «кривуля». Внешне бискорню выглядит как многоугольная подушечка с неровными углами, но и одновременно симметричная. Украшают подушечку часто вышивкой как бисером, так и нитками. Бискорню бывают самых разных размеров. Маленькие используют в качестве кулона или брелока. Подушечки среднего размера могут служить игольницей, подставкой для украшений, или даже детской игрушкой. Большие бискорню применяют по прямому назначению как подушки. Ну а если немного «поколдовать» над «кривулей», то может получиться и колокольчик.

Колокольчик. Вышивка

Вязание

Всем нам хорошо известное вязание относится к технике плетения.

Искусство это тоже достаточно древнее. Так в коптских гробницах IV-V веков были обнаружены вязаные носки, а к III веку относятся предметы одежды, найденные в Перу. Но существуют предположения, что вязание было известно еще древним грекам. Знаменитый убор, который героиня «Одиссеи» Пенелопа распускала каждую ночь, по этой гипотезе не ткался, а вязался, а использование термина «тканье» объясняется неточностью перевода и ошибками переписчиков.

Колокольчик. Вязание
Колокольчик. Вязание

Вязание на спицах, вышивка лентами

С вязанием были знакомы и викинги, правда, они использовали технику «вязание иглой», названную так в России в конце XX века. Это более трудоёмкий вид создания полотна деревянной или костяной иглой, которое в отличие от трикотажного, связанного крючком или спицами, невозможно распустить, потянув за кончик нити.

В центральной и южной Европе искусство вязания возродилось лишь в XIII веке. Из шелковых нитей создавались перчатки и наволочки. Потом пришло время чулок. Причём плотность вязаного полотна была сравнима с плотностью современного трикотажа машинной вязки — примерно двадцать петель на дюйм. Вязаные свитера появились в 1880-х годах, их использовали вначале только спортсмены и лишь в 1920-х они становятся популярным предметом одежды.

Для вязания используют спицы или крючок. Причем вязать можно не только одежду и головные уборы, но и предметы интерьера – занавески, скатерти, покрывала, салфетки, в общем, все что угодно, включая колокольчики.

Колокольчик. Вязание
Вязание на спицах, вышивка лентами

Крючком вязать я, к сожалению, не умею, поэтому размещаю здесь связанные крючком колокольчики, выполненные членами «Колокольной галереи» и их родственниками.

Колокольчик. Вязание
Работа Анны Барановой

Колокольчик. Вязание
Колокольчик. Вязание

Работы Нины Горбуновой

Декупаж

Название этого вида рукоделия происходит от французского слова «decouper», что в переводе означает – «вырезать». Это техника декорирования разнообразных предметов, которая состоит в присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к изделию, а затем покрытие полученной композиции лаком для большей сохранности и долговечности.

КолокольчикДекупаж
КолокольчикДекупаж

Впервые вырезанные картинки стали применятся для украшения мебели в конце XV века в Германии. В XVII веке венецианские мастера уже искусно вырезали изображения, имитирующие восточные инкрустации и наклеивали их на поверхность мебели, покрывая для сохранности 30-40 слоями лака. Позднее это искусство в Италии получило название «Arte povera («искусство бедных»). Декупажем увлекалась Мария Антуанетта — супруга французского короля Людовика XVI. Вместе с придворными дамами она применяла для декорирования работы Ватто и Фрагонара, уничтоженные позднее во время Великой французской революции. В Англии декупаж стал очень популярен в Викторианскую эпоху. Тогда в большом количестве стали продаваться листы для вырезания – в основном сентиментальные мотивы с цветами, пасторалями, ангелочками. Увлечение становится массовым. Говорят, что даже лорд Байрон не чурался этого хобби. Из Великобритании увлечение декупажем приходит в США, где приобретает особенную популярность в 1920-1930-х годах.

В Россию это увлечение пришло лишь в начале XXI века, но сразу же получило массовое распространение. Декупаж сейчас применяется для декорирования аксессуаров, сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, колокольчиков, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т.д., при создании эксклюзивных предметов интерьера и оформлении одежды.

КолокольчикДекупаж
Подарен Ольге Поповой

Квиллинг

Данное хобби по-русски именуется «бумагокручение». Но более оно известно под названием «квиллинг». Это искусство создания плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Данным спиралькам путем деформации придают различную форму, так получаются элементы бумагокручения или модули. Из них и создают разнообразные поделки — картины, открытки, альбомы, рамки для фотографий, различные фигурки, часы, бижутерия и т.д.

Квиллинг
Фото с выставки «Creativa», май 2012 г.

Искусство бумагокручения появилось в Южной Европе в конце XIV- начале XV века. Есть версия, что родоначальником этого хобби были монахи, а точнее, монахини. Они обрезали позолоченные края книг и накручивали полученные полоски на кончики птичьих перьев, отсюда и название (английское слово «quill» как раз и переводится — «птичье перо»). Получались изящные медальоны, имитирующие золотую миниатюру (особенно актуально это было для бедных церквей). Но, поскольку бумага – материал недолговечный, от средневековых шедевров практически ничего не сохранилось. В XIX веке квиллинг уже был широко распространен в Европе, но из-за дороговизны бумаги, особенно цветной и высококачественной, это было хобби только для дам из аристократических кругов. Потом бумагокручение почти на век было незаслуженно забыто, хотя дамы высшего света им баловались понемножку. Например, королева Елизавета, будучи еще принцессой, очень увлекалась искусством квиллинга, многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Квиллинг
Фото с выставки «Creativa», май 2012 г.

Интерес к квиллингу возродился лишь в конце XX века, став популярным хобби в Германии и Великобритании, тогда же бумагокручение появилось и в России. Но интересно, к нам квиллинг пришел с Востока – из Южной Кореи. Здесь существует Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. Квиллинг в Корее даже входит в школьную программу. Считается, что это хобби развивает мелкую моторику рук, снимает агрессию, успокаивает, и, что очень важно, развивает вкус.

Колокольчик. Квиллинг
Колокольчик. Квиллинг

В настоящее время параллельно развиваются две школы бумажной пластики: европейская и азиатская. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей. Кстати, и у нас сейчас есть умельцы, правильнее уже называть их художниками, которые в буквальном смысле «рисуют» бумажными завитками. Здесь, например, можно познакомиться с творчеством Юлии Бродской.

Изделия, выполненные в технике объемного квиллинга, опровергают расхожее представление о бумаге как о чем-то непрочном и недолговечном. На изящную подставку можно поставить бокал или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Конфетницу из бумажных модулей тоже можно спокойно использовать по назначению — она никак не пострадает.

Колокольчик. Квиллинг

Техника Кимекоми

Этот вид рукоделия пришел из Японии. Ее жители как никто другой способны на кропотливый ручной труд, достаточно вспомнить оригами, икебану, бонсай, тэмари (искусство вышивки шаров), кусудама (создание бумажных модулей) и т.д. Еще обитатели Страны восходящего солнца славятся своим умением переделывать старые вещи в новые. Например, было у человека шелковое кимоно, износилось. Куда лоскутки девать? Подушку сшить или одеяло? В Японии такие лоскутки стали использовать в двух интересных рукодельных техниках – кимекоми и кинусайга.

КимекомиВ технике кинусайга изготавливают очень красивые картины. На деревянную дощечку наносится эскиз, контур рисунка прорезают узенькими желобками или канавочками глубиной 2 мм. Бумажный эскиз разрезают, нумеруют и применяют в качестве выкройки, чтобы из старого кимоно нарезать маленькие лоскутки с припуском 1 мм, подходящие по цвету, тону и рисунку. Края этих лоскутков засовывают в канавки на доске. Родоначальником этого искусства считается художница Маэно Такаши.

Кимекоми
Фото с сайта nakayamadoll.com
Техника кимекоми (в переводе с японского киме – деревянная грань, коми – заправлять) имеет более длинную историю. И начинается она с кимекоми-нинге – традиционных деревянных кукол, оклеенных тканью. Еще в начале XVIII века монахи храма Камо в Киото стали мастерить амулеты и кукол для продажи. Из дерева павлония вырезалось туловище, в котором делались прорези, куда заправляли края тканевых лоскутков. Голова куклы была из фарфора.

Кимекоми
Фото с сайта livemaster.ru
Сейчас в этой технике делают и красивые шарики, которые дарят как символы удачи, счастья и благополучия. Отчасти это связано с тем, что в стародавние времена красивые мячики мастерили японские принцессы. Сегодня в качестве основы для шариков используют пенопласт. Остальное аналогично – надрезы, лоскуты, теперь уже у кого какие под рукой.

Поскольку пенопластовые основы ныне продаются самой различной формы, в том числе и колокольчики, то появилась возможность создавать различные украшения и предметы интерьера в технике кимекоми.

 

Колокольчик. Кимекоми

Вот и все мои рукодельные колокольчики, выполненные в различных техниках. Интересно посмотреть на подобные колокольчики других коллекционеров и узнать побольше о техниках, в которых они изготовлены.

В заключение хотелось бы представить некоторые колокольчики из моей коллекции, связанные с темой рукоделия.

У каждой рукодельницы должно быть свое рабочее место. Вот нижегородский мастер Светлана Комина и изготовила для меня «Столик рукодельницы». Почти все на нем – копии реальных предметов из моего дома – прабабушкина швейная машинка «Зингер» (до сих пор шьет!), бабушкина шкатулка для рукоделия, моя вышивка на пяльцах (к сожалению до сих пор незаконченная) и ножницы-«цапельки».

Колокольчик
Колокольчик

Колокольчик «Столик рукодельницы», автор Светлана Комина (Нижний Новгород)

Машинка

Ножницы

Рукоделие
«Герои "Столика рукодельницы"»

Если прабабушкин «Зингер» не поможет, то на выручку придет другой «Зингер» – металлический – работы мастера из Нижегородской области Анатолия Важдаева. Это, кстати, тоже довольно точная копия старинной швейной машинки. Подобная встретилась нам недавно в музее городка Семенов Нижегородской области.

Колокольчик
Колокольчик «Старинная швейная машинка», автор Анатолий Важдаев (г. Дзержинск, Нижегородская обл.)

Машинка
Его прототип
из Историко-краеведческого музея г. Семенова (Нижегородская обл.)

Ну и утюги – как у всякой рукодельницы, у меня их несколько: большие, маленькие, керамические, металлические.

Колокольчик
Колокольчик из «Музея утюга» (г. Переславль-Залесский)

Колокольчик
Ярославская майолика

Колокольчик

КолокольчикКолокольчик «Утюг с домиками из Тельча»,
автор Светлана Комина

Википедия
http://www.dlya-hozyayki.ru
http://sxembox.ru
http://masterpodelok.ru
http://www.stranamam.ru
http://www.club-rukodelie.com
http://allforchildren.ru
http://www.vsehobby.ru
http://glinchak.com

8 комментариев
Ирина Лапина | 29.06.2015

Весьма интересный материал. Можно было даже разбить его на несколько очерков, настолько каждый раздел информативен.
Очень ценно, что автор очерка — сама великая рукодельница! И почти все представленные колокольчики — ее работы!
Меня очень впечатлила круглая вышивка с рождественскими колокольчиками и колокольчик с маками в стиле декупаж.
Наибольший восторг вызвали два ангелочка (возможно, ошибаюсь, но сужу по крылышкам). Об этой технике я почти ничего не знаю. Смешной и такой милый чайничек! Как я понимаю, он пополнил своеобразную мини-коллекцию колокольчиков чайничков.
В первый раз слышу о технике «кимекоми». У меня, кажется есть два колокольчика в этой технике. Их мне подарила подруга, сняв с рождественской елки. Они бархатные, отделаны золотыми шнурами. Подруге, в свою очередь отдала их вместе с набором елочных игрушек одна квебечка, сказав при этом. что эти украшения делали в Квебеке с давних пор.
И, наконец, «Столик рукодельницы»- необычайно интересная работа Светланы Коминой. Своеобразный и оригинальный, по-моему мнению,памятник женщинам-рукодельницам. Колокольчик — ностальгия! Сколько платьев когда-то сшила я на маминой машинке «Зингер», которая старше. чем я. Хранятся у родителей и старые шкатулки с нитками мулине и пряжей.

Спасибо, Наталья! Продолжайте творить, у вас это замечательно получается!

Единственное, к чему я остаюсь равнодушной, к вязаным колокольчикам. Сама я вяжу и на спицах и крючком и вышиваю.

Хотя, кто знает, может, и свяжу когда-нибудь крючком колокольчик из белых ниток, вспоминая, как вязала в юности белоснежные ажурные блузки.

Спасибо, Наталья, еще раз!

Наталья Степанова | 29.06.2015

Спасибо, Ирина, за такой развернутый отзыв по поводу моего материала. Рада, что Вам понравилось. По поводу квиллинговых ангелочков Вы немного ошиблись. Ангел — справа, слева — девочка в шляпке :) . У нее просто такие ручки :)

Ирина Лапина | 29.06.2015

Благодаря вашему очерку, Наталья, у меня возникла одна идея. Вот уже 7-й посещенный мною английский город, а вчера это был — Рочестер -город с фантастической нормандской крепостью и великолепным с тысячелетней историей собором остаются без колокольчиков. В сувенирных магазинчиках есть кружки, тарелки, наперстки, стаканы, брелки, открытки, естественно.

А что если приготовить деревянные заготовки-колокольчики, а потом в технике декупаж перевести на нее картинку, можно даже фрагмент своей фотографии , покрыть лаком… Так появится самодельный колокольчик на память о незабываемом путешествии. Как идея?
И как это технически осуществить? Где можно приобрести деревянные колокольчики-заготовки?

Наталья Степанова | 29.06.2015

Ирина, отвечаю на Ваш вопрос. Купить деревянные и керамические заготовки для колокольчиков в Москве (в Европе тем более) не проблема. Их продают в магазинах товаров для хобби. С картинкой — не знаю. Для декупажа продаются специальные картинки. Думаю, если приклеить на заготовку часть фотографии, получится плохо. Вот такие мои соображения.

Olga | 30.06.2015

Рукодельными колокольчиками и некоторыми из нетрадиционных материалов я вот уже который год украшаю новогоднюю елку, – несказанно приятный процесс.
Наташа, работы чудесные! Сама я только пыталась расписать колокольные заготовки. Интересно было бы, например, слепить колокольчики из папье-маше и расписать их.

Наталья Степанова | 30.06.2015

Я тоже каждый год елку подобными колокольчиками украшаю. Где-то даже фото есть.
Оля, у тебя чУдные колокольчики с росписями! Не отказалась бы от такого :) Я вообще «белой» завистью завидую людям, которые умеют рисовать. Если попробуешь из папье-маше слепить… и рассказать заодно об его истории, то… будет просто замечательно :) )

Юлия | 03.07.2015

Какая замечательная статья! А какие работы! Это вдвойне приятно, что колокольчики выполнены руками, с душой и теплотой. Очень, очень красивые! Наталья, какая вы молодец! Владеете такими разнообразными техниками, я всегда восхищалась такими творческими и талантливыми людьми!

Наталья Степанова | 03.07.2015

Спасибо, Юлечка!

Оставьте комментарий