Кто такие аманиты?

Эта история, по сути, перекликается с рассказом о добывании джема из бойзеновых ягод. Когда я увидела на одном из своих колокольчиков, приобретенных в Канаде, изображение мужчины и женщины, их внешний вид показался мне типично ортодоксально еврейским. Я сначала колокольчик даже так и назвала "Еврейская парочка". Арт, уроженец штата Индиана, тут же меня поправил, что нет, это не евреи, это же аманиты.

Колокольчик

Кто же такие аманиты?

История и религия. В мировом сообществе Швейцария считается богатой страной, но она не всегда имела такой статус. Практически до начала Второй Мировой войны в этой стране отмечался большой отток населения. Покинуть родину швейцарцев заставляла бедность. С XV по XIX века многие из них служили наемниками в чужих армиях и таким образом зарабатывали себе на пропитание.

В начале XVI века большое количество швейцарцев было вынуждено покинуть страну и из-за религиозных убеждений. Одним из них был швейцарский епископ Якоб Амман, основатель новой религиозной общины (1694 год). Он и его последователи скрывались в горах, перед тем как эмигрировать в Америку. Позже в некоторых регионах Северной и Южной Америки образовались даже колонии швейцарских эмигрантов. Таким образом, этнически аманиты в Америке – потомки швейцарских эмигрантов.

В 2000 году в США насчитывалось 198 тысяч аманитов. Они живут в 21 штате. Их самые большие колонии находятся в Огайо, Пенсильвании и Индиане. А в общем, они раскиданы по всей территории США.

Аманиты исповедуют анабаптизм. (Анабаптизм – религия радикального сектантского движения эпохи Реформации (XVI столетие), в основном,в Германии и некоторых других европейских странах. Анабаптизм сохранился до настоящего времени, представляя в новейшем своём состоянии довольно много сходного с баптизмом.)

Аманиты разделены на множества отдельных товариществ, которые, в свою очередь, разделены на районы или конгрегации. Каждый район полностью независим и имеет свой собственный Ordnung. Слово Ordnungнемецкое, что понятно, поскольку аманиты – потомки немцев и швейцарцев. Означает оно "порядок", а применительно к аманитам, "установленный свод неписаных правил". Аманиты делятся на аманитов Старого порядка и аманитов Нового порядка.

Образ жизни. Свести его воедино к чему-то общему невозможно, ибо нет единой культуры этих людей.

Они, особенно из Старого порядка, известны тем, что избегают в своей жизни современных достижений техники и технологии. (Хотя в нынешнее время электричество, по-моему, считается уже не достижением, а просто удобством, без которого не мыслится жизнь.)

Так вот, электричество рассматривается аманитами как связь с внешним миром, опора на него, на янки, т.е. американцев. И это – против их доктрины отделения, потому что использование электричества может привести к использованию мирских бытовых приборов, телевизоров, например. Что, в свою очередь, усложнит традицию аманитов вести простую жизнь. Это также приведет к тому, что члены товариществ начнут смотреть, какие товары и приборы у кого есть, что станет, в конце концов, разрушительным. В некоторых поселениях электричество используется при определенных условиях: если оно может вырабатываться без использования линий электропередач или других источников энергии. 12-вольтные батареи, например, разрешаются у таких аманитов. Электрические генераторы могут применяться для сварки, подзарядки батарей, при переработке молока. В некоторых ситуациях электроприборы могут использоваться вне дома: газонокосилки (только ручные). В некоторых семьях есть не электрические приборы, например, холодильники, работающие от керосинового источника энергии.

Товарищества часто принимают компромиссные решения о внедрении техники в свою жизнь. Так, многие из них разрешают использование на фермах оборудования, работающего на бензине (косилки, культиваторы), только если их толкает человек или тащит лошадь. Причина такая: считается, что если всё делается вручную, то не будет соблазна покупки еще одного надела земли, чтобы переплюнуть соседа, например.

Товарищества аманитов в штате Индиана, например, очень консервативны. Они пользуются открытыми повозками даже зимой, летом ходят в черных кожаных закрытых туфлях. Эти ограничения не предполагают, однако, что люди должны страдать. Описывается случай, когда фермеру, который мучился прогрессирующим артритом, и у которого не было сыновей, кто помог бы ему запрячь лошадей, разрешили купить обычный трактор. Трактор рассматривался как необходимость, а не соблазн. Остальные члены товарищества продолжали использовать на фермах только лошадей.

Аманиты нанимают водителей и машины, когда посещают родственников или делают закупки продуктов в магазине или добираются до своего места работы, если это не на ферме, а где-то далеко. Все эти передвижения также по-своему регулируются от общины к общине. Понятно, что на повозке с лошадкой далеко и быстро не уедешь, и помощь таким же образом быстро не придет. Поэтому в некоторых штатах между поселениями аманитов установлено автобусное сообщение. По воскресеньям нельзя ездить на такси, равно как и переводить (любым образом) деньги.

Аманиты не любят телефонную связь, поскольку она нарушает их изолированность от мира, она проникает в их частную жизнь и святость семьи, вмешивается в жизнь сообщества, поскольку тогда исчезает общение лицом к лицу. Сейчас, при массовом распространении мобильных телефонов, ими пользуются только некоторые аманиты из Нового порядка. Те, что из Старого, – нет. Некоторые аманиты, особенно владеющие собственным бизнесом, используют голосовую связь. В поселениях есть частные телефонные кабинки. В экстренных случаях аманиты просят позвонить соседей, англичан, как они их называют, тех из них, которым они доверяют.

Почему "англичан"? Потому, что пришел черед рассказать о языке аманитов. О, это отдельная занимательная история. Занимательная, потому что связана с путаницей в названиях языков.

Мы помним, что аманиты – потомки немцев и швейцарцев и что они прибыли в Америку в XVIIIвеке. До сих пор они говорят на четком диалекте верхненемецкого языка. И называют его при этом "пенсильванский немецкий" (по названию штата Пенсильвания, куда они прибыли) или "пенсильванский голландский". Слово "голландский" по-английски – Dutch. Аманиты, будьте внимательны, произносят название своего языка, "пенсильванского голландского" (PennsylvaniaDutch) как Deitsch.Это Deitsch является искаженным немецким словом Deutsch, что и означает "немецкий". Никто еще не запутался, не потерял нить? Т.е. язык аманитов – диалект немецкого языка XVIII, причем, века. К Голландии он никакого отношения не имеет. Но на слух американцев название этого странного языка аманитов, Deitsch ("немецкий"), звучит как Dutch ("голландский")! Американцам и раньше, и теперь, глубоко безразлично, в общем-то, что Deitsch, что Dutch, где это и что оно вообще такое.

Вот такая путаница. А диалект верхненемецкого языка, на котором говорят аманиты, наиболее близок к швабскому, на котором тоже говорят дунайские швабы.

Так называемые швейцарские аманиты говорят на алеманнском диалекте немецкого языка. Называют они его при этом "швейцарский язык". А соседи и все остальные американцы для аманитов – "англичане", поскольку они разговаривают на английском языке. Кстати, сами аманиты по-английски говорят, но используют формы языка XVIII века.

В разных поселениях говорят по-своему. Аманиты знают об этих языковых региональных различиях. Часто члены разных общин сталкиваются с трудностями в понимании друг друга.

Аманиты не служат в армии, не получают пенсию от государства (т.к. не подают заявления о ней), не имеют страховок и не принимают финансовой помощи от правительства ни в какой форме.

Образование. Дети аманитов ходят в школу в течение 8 лет. Считается, что этого образования достаточно, чтобы ребенок был подготовлен к образу жизни аманитов. Почти никто не ходит в старшие классы школы и еще меньше в колледж. Во многих поселениях аманитов работают их собственные школы, где учителя – члены общины. Школы дают профессиональное образование по многим ремеслам и выполняют национальные требования по образовательным стандартам. Поэтому органы образования разрешают аманитам давать их детям образование по-своему.

Одежда. И в одежде тоже есть много правил, варьирующихся от общины к общине. В некоторых из них не разрешают пуговицы на одежде, только крючки и петельки. В других разрешают темного цвета, маленькие, простые пуговицы. В других – на некоторых предметах одежды пуговицы могут быть, на других – не быть. (Прямо быть или не быть, прямо Шекспир.) Проблема в том, что пуговицы ассоциируются с военной формой. Часто вместо них используют разного рода булавки.

Эстетичным считается всё, что просто. Одежда не должна привлекать внимания ни к тому, на кого она надета, ни своим покроем, ни цветом, ни каким-либо аксессуаром. Ни цветочки, ни полоски, ни горошек в одежде не разрешаются.

Женщины носят одежду длиной до икр, простого покроя, одного цвета, не разноцветную, например, синего. Дома часто, а в церковь всегда надевают черный или белый фартук.

Начиная с 10-11 лет, девочки носят накидку, треугольный кусок ткани, который прикалывается булавками к фартуку. Зимой "щеголяют" в длинном шерстяном пальто. Поверх платков надета тяжелая шляпа. Надевая черную шляпу, девушка дает знак, что она готова к ухаживаниям.

Мужчины обычно носят темные брюки и темную жилетку или пальто, подтяжки. Летом – соломенные шляпы с широкими полями, зимой – черные войлочные шапки. Неженатые мужчины чисто бреются. Женатые отращивают бороду. Усы не разрешаются, т.к. они ассоциируются со службой в армии и дают повод для тщеславия.

Избегание всего, что имеет отношение к военной службе, уходит корнями в религиозное и политическое преследование аманитов в Европе XVI-XVII веков. Мужчины благородных кровей и высшего общества, которые имели высокие чины, носили усы, но не бороды. Вот пацифистки настроенные аманиты избегают ношения усов именно из-за этой ассоциации.

В летние месяцы большинство детей аманитов ходят босиком и в школу тоже. Большинство и детей, и взрослых стараются, кстати, ходить босиком в любое время года.

Источники:
www.anti-avto.narod.ru
www.swissworld.com
www.1big.ru

5 комментариев
Наталья Степанова | 03.10.2009

Очень интересный рассказ! Ждем следующего колокольчика с «историей».

Света | 11.07.2010

Очень познавательно и интересно! Моя подруга живет в Филадельфии (Пенсильвания) вот она с воздушного шара видела поселение аманитов. Была удивлена. Вот и я познакомилась с людьми. Я думаю, что они должно быть очень дружелюбны.

Павел | 03.01.2012

Очень познавательный рассказ. Я до этого предполагал, что аманиты это те же евреи. Спасибо за рассказ.

В.лещинская | 31.08.2012

Спасибо за интересный рассказ.

Елена | 30.01.2013

Смотрю фильм»Свидетель»1985 года в главной роли Harrison Ford.В этом фильме и присутствуют так называемые аманиты.А сама не пойму,вроде вылитые евреи и внешний вид похож,но там идёт акцент на то,что именн это аманиты))).Вот и решила узнать,кто же такие эти аманиты)))
Спасибо,теперь знаю)

Случайные записи

Последние записи

В "Колокольной галерее"

Популярное (метка "Предприятие")