Столицы мира в колокольчиках

Ватикан

Неожиданная аудиенция

Колокольчик

Коллекция А.Салкуцан

То, что мы решили посетить Ватикан в среду, случайностью не было. Среда пришлась на 30 апреля, а 1 мая в Италии - праздник, День труда, официальный выходной. Поэтому именно на среду 30 апреля мы и запланировали Ватикан, а на следующий день решили посетить то, что будет открыто.

А случайностью и удивительным совпадением явилось вот что. Среда - день, когда в 11 часов утра Папа Римский проводит на площади у Собора Святого Петра аудиенцию. Мы приехали на площадь, удивились немножко, что надо было пройти через металлоискатель. Одновременно нам вручили билет, на который мы сначала даже внимания не обратили. Думаем, рекламируют чего-то. А потом, осмотревшись, увидели, что у сооруженной сцены расставлены ряды стульев, и массы народа, причем некоторые явно опознаются не как туристы-одиночки, а организованные группы, рассаживаются. Тогда Арт и прочитал врученный нам билет. И ахнул. Оказывается, сейчас будет аудиенция Папы Римского. Ведь это поразительное совпадение, что мы пришли сюда именно сегодня, это же историческое событие - увидеть папу живьем. Это всё Арт говорит.

Ну, ладно, думаю. Меня, честно говоря, не особо прельщала перспектива сначала сидеть и ждать более часа, а потом опять сидеть и еще внимать. Солнце хоть и не жгло, но грело уже основательно. Но и Артовы восторги я понимала.

Народ потихоньку занял все места, и мы оказались не у самой сцены, но тоже достаточно близко. К тому же по бокам установлены огромные экраны, можно на них всё видеть.

Когда Папа показался на площади в своем папомобиле, народ пришел в неописуемый экстаз, повскакал на стулья, все стали тянуть шеи, пытаясь разглядеть Папу, все что-то кричали, а там, где машина проезжала рядом с толпой, начинали вопить от восторга.

В Ватикане

В Ватикане

Потом Папа прошел на сцену, чуть-чуть постоял, потом сел на трон. Паства, побесновавшись, утихомирилась.

Суть аудиенции состояла вот в чем. Папа читал одну и ту же молитву на разных языках. Сначала - на итальянском, и потом какой-то кардинал (или кто он там по церковной иерархии) на этом же языке оглашал список паломников тут, на площади находящихся, что прибыли из Италии и других стран, где говорят по-итальянски. Потом Папа читал молитву на французском, и другой кардинал проделывал то же самое касательно франкоговорящих паломников. Они при этом откликались: или просто кричали, или коротенько пели какой-нибудь гимн или что-то в этом роде.

Затем Папа говорил по-английски, по-немецки, по-испански, по-польски. И тут уж мы не выдержали, встали и пошли.

Арт не возражал, поскольку, как и я, представил себе, как вся эта многотысячная толпа начнет уходить, и мы застрянем тут надолго. А мне, положа руку на сердце, всё действо (включая и его ожидание) поднадоело, раз, а во-вторых, вызвало очень двойственные чувства. Для меня слово "аудиенция", особенно с его религиозным подтекстом, не подразумевает толпу. Аудиенция - для одного человека, ну, группы людей. А тут - десятки тысяч.

Бедный Иоанн Павел II стоять не может, только сидит, а сидя, листочки бумаги держать не может. Они лежат на специальном пюпитре. Говорит настолько плохо, что из его речи по-английски я поняла только некоторые слова. Я понимаю, что Папа себе не принадлежит, что он и рад бы уйти, но освободит престол одновременно со своей смертью. Но всё равно, это не нужно, это жестоко так мучить престарелого, абсолютно больного человека. Зачем, кому это надо?

И всё действо - с танцами каких-то корейских паломников, с воплями экстатической толпы, с выкликаниями черт те откуда приехавших людей - меня не воодушевило, нет. Так, шоу какое-то. У нас в православии тоже шоу имеются, но они всё милее, а главное, всё более чинно при этом происходит.

Музеи ватикана

Чтобы в них попасть, пришлось медленно двигаться в очереди на улице. Количество туристов, ну, просто невероятное. Именно это обстоятельство меня больше всего в Ватикане и угнетало. До Сикстинской капеллы мы могли двигаться в плотной толпе только в одном направлении. Уж на что Эрмитаж огромный музей, но и там такого нет.

Как на демонстрации, плечом к плечу, идешь в многоязычной толпе строго вперед то через залы (хотя каждый зал, конечно, - произведение искусства), то по каким-то переходам, лестницам. Как-то меня это всё притомило.

Наконец, вот она - Сикстинская капелла. Там много охранников и в микрофон они предупреждают о запрете на фото и видеосъемку и просят соблюдать тишину. Но, поскольку внутри находятся сотни людей, даже шепот всё равно превращается в гул.

Стены капеллы расписывали известные итальянские художники, но славу, ни с чем не сравнимую, ей принес Микеланджело. Роспись представляет собой девять сцен из Ветхого Завета.

Сикстинская капелла 14 лет была на реставрации, которая проводилась по новейшей компьютерной технологии. В результате фрескам вернули былую яркость и силу светотени. Говорят, что некоторые историки искусства не восприняли отреставрированную капеллу, т.к. ее цвета получились непривычно яркими, как на рекламном плакате.

В Ватикане много музеев: Древнеегипетский, Этрусский, светского искусства, античная коллекция, собрания канделябров, гобеленов, географических карт, кабинет папирусов и нумизматический кабинет. Идешь по бесконечным залам с бесчисленными скульптурами, бюстами, картинами. Что-то мы посмотрели, некоторые залы просто прошли. Арт всё рвался в музей египетских древностей, но я начала ворчать, ведь мы были же в Египте 3 месяца назад, а сюда приехали не на месяц и не два, чтобы так роскошно распоряжаться временем. Слава богу, этот музей оказался закрыт.

Признаюсь честно, более-менее цельного представления о Ватикане у меня не создалось. Это слишком громадный музей, чтобы сразу и физически объять его, и впечатления при этом как-то рассортировать.

К тому же мы устали и не видели ни Ватиканские гроты, ни Ватиканские сады. Чтобы как-то подвести черту, добавлю еще некоторые сведения об этом государстве.

Ватикан занимает 44 гектара. Кроме дворцов, садов и площадей там работают разные учреждения, есть своя Академия, газета, радио. Всё это скрыто за воротами, которые охраняют знаменитые швейцарские гвардейцы в каких-то сказочно-театральных костюмах. По легенде, их эскизы рисовал сам Микеланджело.

Ватикан. Cобор святого Петра

Ватикан. Cобор святого Петра

Ватикан как государство появился в 1929 году, несколько лет назад договор между Италией и Ватиканом был существенно переработан, но статус уникального государственного образования остался прежним. Сегодня Святой Престол поддерживает дипломатические отношения со 100 странами мира, включая Россию. Чтобы сохранить колоссальное культурное достояние Ватикана, провозглашен вечный нейтралитет его территории. Во время войны Ватикан не подвергался бомбардировкам, а после нее ЮНЕСКО объявила его памятником мирового культурного наследия.

Собор Святого Петра

Он является самым большим храмом мира. Несмотря на то, что книжечка пишет, что собор таит в себе несметные сокровища, я заметила и запомнила только некоторые. Конечно, громада здания чувствуется. (Собор может одновременно вместить 60 тысяч человек.) Конечно, я закидывала голову и смотрела в бесконечность купола. Конечно, я отметила быстро двигающуюся очередь к статуе Святого Петра. У нее, у статуи, слегка выставлена вперед правая нога, и за 700 лет своего существования эта нога уменьшилась на несколько сантиметров, т.к. миллионы верующих прикасаются к ней.

Мы спустились вниз, к могиле Петра, а вверх, на купол, подниматься не стали. Мало того, что надо отстоять еще одну длиннющую очередь, ехать на лифте, так потом еще надо отшагать 300 с чем-то ступенек. У меня не было ни сил, ни энтузиазма.

Я позволила себе реплику-впечатление. Нет, сказала я, остаюсь верна Исаакиевскому собору! Пусть он моложе святого Петра, пусть его не расписывали Рафаэль и Микеланджело. Но по грандиозности и монументальности он абсолютно сравним, а в тонкости и воздушности превосходит главный собор католического мира. Сколько раз я была в Исаакии и еще хочу, и при каждом наезде в Питер иду туда. А в собор Святого Петра ведь специально не поеду, нет. А какой в Исаакии иконостас!

Ватикан. Cобор святого Петра

Ватикан. Cобор святого Петра

Но всё равно как-то вот стыдно и неудобно мне чувствовалось, что я знаменитым собором не прониклась. И неуютность эта донимала меня ровно до тех пор, пока я не вспомнила, что художник Суриков Василий Иванович, которого я очень люблю, тоже путешествовал по Италии. Я взяла книжку о нем и нашла те главы. Суриков с семьей были там же, где и мы с Артом. Но это не самое удивительное. Удивительно то, что его и мои впечатления совпали прямо один к одному. Вот как увидел Суриков Собор Святого Петра: "Василий Иванович с интересом смотрел на большой палец бронзовой ступни Петра, начисто стертый поцелуями верующих. Но сам апостол его не волновал, и вообще внутренность собора святого Петра показалась ему бездушной, водянистой, разбухшей… Рядом с приделом "Пьета" стояла одна-единственная древняя колонна, всё остальное столько раз переделывалось, что потеряло всякую гармонию сочетаний. Четыре громадные витые бронзовые колонны поддерживали позолоченный балдахин над склепом с гробницами. Всё это было громоздко, пышно и безвкусно". (Наталья Кончаловская "Дар бесценный", М., "Детская литература", 1983, с.145.)

Лариса Францек
2003 год

Фото Анны Барановой