Европейский калейдоскоп

Одесса — город катаевских героев

Любое путешествие – это перемещение в пространстве. Оно у нас произойдет. О своей поездке в Одессу наших дней расскажет Юля Чурилова. А пролистав страницы известной трилогии Валентина Катаева, мы переместимся и во времени тоже. По большей части, конечно, с колокольным прищуром, мы увидим город, а еще море и катаевских героев 100 лет назад.

Колокольчик изображает парусник. И тут же вспоминается очарованный Петя на пароходе. Он в восторге, т.к. "Сразу на одном пароходе, в одно и то же время и машина и парус. И пакетбот и фрегат одновременно!
– Скажите, пожалуйста, это кливер?..
– А скажите, пожалуйста, какие еще бывают паруса? Кажется, грот и фок?..
Наконец поставили кливер. Пароходик побежал еще быстрее. Уже чувствовалось приближение к Одессе".

Колокольчик

Коллекция Л.Францек

Колокольчик

Коллекция И.Колтаковой

Колокольчик

Коллекция А.Барановой

Отдавая команды, капитан парохода "перешел на правый мостик, открыл крышечку рупора, труба которого была проведена вниз, и постучал ногою по педали. В недрах пакетбота раздалось дилиньканье колокольчика. Пассажиры с уважением подняли брови и молчаливо переглянулись. Они поняли, что капитан позвонил в машинное отделение. Что делать? Бежать на мостик смотреть, как будет говорить капитан в рупор, или оставаться возле матроса и компаса? Петя готов был разорваться. Но рупор перевесил. Мальчик схватил Павлика за руку и поволок его к мостику, возбужденно крича не без тайного намерения поразить двух незнакомых, но прекрасных девочек своей осведомленностью в морских делах: – Смотри, Павлик, смотри, сейчас он будет говорить в рупор: "Передний ход". – Малый ход назад! – сказал капитан в трубку. И тотчас внизу задилинькал колокольчик. Это означало, что команда принята".

Посмотрите, колокольчик – это не один только парусник. Это и море тоже. Петя любуется морем. И Катаев от имени Пети выражает мысль миллионов людей, видевших море, что, сколько бы ни смотреть на него, "оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.

Одесса

Черное море у Одессы. Фото Виктории Кутузовой

Оно меняется на глазах каждый час.
То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов".

Прекрасное, описание, по-моему.

Те, кто читал Катаева, сразу чувствуют, что море – полноправный герой книги. Одесса от него неотделима. А те, кто не читал, но в Одессе бывал, познают это из опыта. Не случайно поэтому герб Одессы – изображение якоря. А флаг – красно-бело-желтое полотнище с упрощённым изображением герба.

А это уже другая поездка, другой пароход, другое море. Но здесь есть колокола: "На рассвете второго дня Петя проснулся от беготни над головой. Звонил пароходный колокол, машина не работала, и в непривычной тишине слышалось свежее, булькающее движение воды вдоль борта".

И еще одно упоминание: "Приятно также было пробраться мимо сигнального колокола на самый нос парохода, лечь на горячие доски палубы, осторожно высунуть голову за борт и посмотреть глубоко вниз".

Путешествующее по Европе семейство Бачей прибыло в Швейцарию. "Горы. Ледники. Долины. Деревянные домики – шале – с жерновами сыра на крышах. Стада красных и черных швейцарских коров и мелодичный не звон, а деревянный перестук их плоских колокольчиков в солнечной тишине станции…"

Теперь можно опять вернуться в Одессу и восстановить хронологию событий. Сойдя с парохода, Петя с отцом и маленьким Павликом наняли извозчика. Они "проехали мимо знаменитой одесской лестницы. Вверху ее треугольника, в пролете между силуэтами двух полукруглых симметричных дворцов, на светлом фоне ночного неба стояла маленькая фигурка дюка де Ришелье с античной рукой, простертой к морю".

Вот примеры того, как гармонировали природа, погода, настроение и состояние Пети с колокольными звонами.

Тяжело проболевший всю зиму Петя выздоравливал. Была уже не зима, но еще и не весна. "Мальчик видел нищету серой, сухой мостовой, черствую землю.., серое небо с еле заметными, водянистыми следами голубизны… Редко и погребально дрожал в воздухе низкий бас великопостного колокола, вселяя в сердце дух праздности и уныния". И еще: "Был великий пост, с похоронным унынием над городом звонили колокола…"

Колокольчик

Коллекция Л.Францек

Петя выздоровел, природа пробудилась, "Одним словом, пасха пришла и расцвела в тот самый день, в который ей и полагалось по календарю. Утомительно трезвонили колокола, среди взбитых облаков летело свежее солнце".

И наконец началось празднество, ярмарка. "В головокружительное голубое, облачное небо ударили утлые кораблики качелей. Всюду настойчиво, без передышки, колотили в небольшие медные колокола и треугольники".

Вот еще несколько зарисовок.

Времена немого кино. Гаврик работал в иллюзионе, дедушке современного кинотеатра, звукоподражателем. Находясь за экраном, "в нужный момент он бил тарелки, дул в свисток, лаял, мяукал, звонил в колокол, кричал балаганным голосом: "Держи, лови, хватай!", топал ногами, изображая толпу" и т.д., зарабатывая себе на жизнь пятьдесят копеек в день.

Вызывной колокольчик тоже фигурирует в повести: "…немножко поговорив с тетей о погоде и политике, мадам Васютинская позвонила в серебряный колокольчик, и тотчас из соседней комнаты… явился пожилой лакей…"

А вот упоминание не о колокольчиках, а о фарфоре. Поскольку это один из материалов, из которого они делаются, кусочек диалога показался мне интересным: "Какая прелесть! – сказала тетя, беря в руку синюю чашку, смугло блестевшую внутри потертым золотом. – Это Гарднер?" "Старый Попов", – баритоном сказала старуха…"

На страницах повести встретился "…господин в светлом коротком пальто колоколом…"

Одесса

Одесса. Черное море. Фото Марианы Гнатюк

"Зимний ветер" – третья часть трилогии. Кончились времена и лакеев, и их вызовов серебряным колокольчиком. Петя – офицер, ранен, лежит в госпитале.

"И вот в один прекрасный день Петя проснулся от колокольного звона.

Звон этот – сильный, красивый – влетал в комнату, заставляя дрожать цельные зеркальные стекла больших высоких окон и колебаться кремовые шторы, ярко освещенные солнцем.

В первую минуту Петя был изумлен, так как во время сна не только забыл все, что с ним произошло, но как бы потерял ощущение самого себя и даже не знал, кто он такой, как его зовут, зачем он здесь, а вместо него было какое-то совсем новое, непонятно откуда взявшееся существо, понимающее только то, что оно живет и очень этому радо".

Петя выздоравливает. Поэтому не только день этот Катаевым назван прекрасным. Но, обратите внимание: и пробуждение, и выздоровление начинаются с колокольного звона.

"Теперь за окнами так громко звонили колокола, что Пете казалось, будто эти тяжелые, звучные колокола находятся тут же, в комнате, вместе с голубым куполом и золотым крестом колокольни, вместе с густо-синим сентябрьским небом и белыми круглыми облаками".

Началась революция. "Изменились люди, характеры, судьбы. Изменилась вся жизнь, и теперь Петя с изумлением… вдруг попал в совершенно новый мир, где" "будущее неясно".

Но в этом новом, тревожном мире у Пети остались волшебные воспоминания из блаженной страны детства. И ими оказались "только яркое небо за окном, быстро летящие сияющие облака и праздничный колокольный звон".

Любопытно, что менее поэтичный и менее восторженный Гаврик чувствовал то же самое: "В это время в Ботанической церкви пробило одиннадцать, и этот ночной звон – таинственный, серебристый, как бы принесенный ледяным ветром из страны детства, – казалось, на некоторое время поколебал лунный свет… над вокзалом, откуда доносилось пыхтение маневренного паровоза".

И когда в Одессе начался хаос революции, то среди зданий одними из первых стали разрушать колокольни: "Регулярной связи со штабом Красной гвардии не было, и действовали большей частью на свой риск и страх: высылали собственных телефонистов и наблюдателей, а то и просто били прямой наводкой по крышам и колокольням… Город знали, как свои пять пальцев, потому что почти все были местные, одесситы, и стреляли наверняка. Цели не записывали и не слишком надеялись на угломер, а Петя просто командовал, высунувшись из люка:

Одесса

Памятник Пете и Гаврику. Викисклад

– А ну-ка, Гриценко, дай раза два бризантной по колокольне Андреевского монастыря…"

Пете и Гаврику поставлен в Одессе памятник. Думаю, что он увековечил не просто главных героев, а по большому счету и всю замечательную трилогию Валентина Катаева.

Лариса Францек

Цитаты из повестей В. Катаева "Белеет парус одинокий", "Хуторок в степи" и "Зимний ветер" взяты с сайта www.modernlib.ru
Фотография памятника "Петя и Гаврик" скульптора Н. Степанова взята с Викисклада.