Европейский калейдоскоп

Брест

Древнее Берестье – большой город с мощными деревянными укреплениями, по тем временам развитой экономикой и ремеслами. Люди там ковали железо, выделывали кожи, шили одежду и обувь, обрабатывали глину, сеяли пшеницу и коноплю, держали домашний скот и даже домашних любимцев :-), например, кошек. В музее "Берестье" есть любопытная витрина, где представлены части колоколов XIII – XIV веков. Значит, лили колокола. И это в то время, когда большая часть Руси стонала под гнетом монголо-татарского ига.

Но главное сокровище музея – раскоп с остатками ремесленного квартала древнего города. Узкие улицы, срубы, уцелевшие на высоту нескольких венцов. Все XIII век. Везде пишут, настолько хорошо сохранившиеся постройки – редкость для славянской археологии. К сожалению, не удалось сделать фото раскопа, но, наверное, такие вещи надо видеть своими глазами. Мне этот музей оказался очень интересен.

Других построек, имеющих отношение к древнему Берестью, увы, посмотреть нельзя. Все было снесено при строительстве крепости в 1835 – 1842 годах. Те здания, которые не были разрушены, приспособлены под военные нужды. Как и во многих других случаях, очень трудно понять, было ли это оправдано. Уничтожено более восьмисот лет истории и культурно-религиозных традиций, но при этом, Российская империя получила по тем временам современный, мощный оборонительный форпост – крепость Брест-Литовск. Но о крепости чуть позже. Это тема отдельной статьи.

Колокольчик

Колокольчик "Брест". Коллекция А.Барановой

Хочу сделать небольшое пояснение по поводу нестыковки в названии города. До XVII века он действительно фигурирует в литературе как Берестье, затем – уже Брест-Литовск. В конце XVIII века город вошел в состав Российской Империи в результате третьего раздела Речи Посполитой, название, при этом, не поменялось. В 1918 году в Белом дворце крепости заключен знаменитый Брестский мир между Советской Россией и Германией, и Брест-Литовск стал принадлежать Украинской Народной Республике. Но ненадолго. В результате войны СССР с Польшей в 1920 г. Брест стал польским. И получил название он тогда Брест над Бугом. В 1939 году согласно пакту Молотова-Рибентропа город отошел к Советскому Союзу и превратился в Брест. После исчезновения СССР с карты мира название города не поменялось, и ныне это центр брестской области республики Беларусь.

Брест

Крестовоздвиженский костел

Не знаю, насколько точно мне удалось изложить хронологию в названиях. Всю свою жизнь Брест был приграничным городом-крепостью, история его богата событиями, датами, личностями. Причем настолько богата, что в какой-то момент начинаешь путаться, кто кого пошел воевать, почему, и чем все это закончилось. Но, так или иначе, под стенами Бреста постояли многие: киевские князья и литовские, войска Петра I и шведы, наполеоновские армии, польские, русские, немецкие. А некоторые даже не по одному разу. Поэтому лично у меня не возникло никаких дополнительных вопросов, почему в Бресте почти не осталось исторической застройки. Из "старого" – XIX век, и того немного. Сохранились и здания первой половины XX века. Конечно же, есть и современные постройки из "любимого" железобетона. И вот что удивительно – такое сочетание архитектурных стилей (я в этом мало что понимаю и просто выражаю свое мнение) не режет глаз. Как-то гармонично все друг с другом соседствует, не мешает, не выдавливает одно другое...

Брест

Мемориал стражам границ
Проспект Машерова

Брест оставил у меня очень хорошее впечатление. Улицы широкие и чистые, ни соринки нигде. Люди доброжелательные и приветливые, причем, не только сотрудники гостиницы, но и прохожие, у которых мы спрашивали дорогу, даже продавщицы в продуктовом магазине. Музейные работники просто расцветали улыбкой, когда два странных человека появлялись на пороге и хотели смотреть экспозицию. Музей истории Бреста закончил работу пораньше ввиду отсутствия посетителей, но мы постучались, и для нас его открыли. Мы ходили и смотрели тихо, старались не беспокоить смотрительницу, дремлющую на табуретке в уголке. Музей, в общем-то, совсем обычный. Таких много и у нас, и в Беларуси, я думаю, тоже. Хорошо подобранное собрание старых вещей, со вкусом и оригинально оформлена экспозиция. Понравился очень тщательно выполненный макет монастыря бернардинцев, который был когда-то в Бресте.

Брест

Улица Ленина

Музей спасенных ценностей положительных эмоций вызвал больше. Там размещены предметы искусства, изъятые пограничниками у контрабандистов. Иконы, оклады, живопись, фарфор и даже мебель. Мы удивились, ну ладно картину, ее еще скроешь, а мебель-то как?! Куда можно спрятать комод? Оказывается, везли в контейнерах под видом сухого молока. Как обнаружили пограничники, не понятно. Чутье, наверное. Это нам поведала смотрительница зала. Всегда стараемся с ними дружить. Потому, что эти милые женщины могут рассказать больше и интереснее экскурсовода. Экспонаты музея очень красивые. Оно и понятно, пытаются украсть самое лучшее. Какие же оклады к иконам, выполненные в технике перегородчатой эмали! Настолько тщательная и мелкая работа, несколько цветов. Просто удивительно! Судя по наличию зала с современным искусством, злодеи пытались вывозить не только антиквариат… Порадовало также и то, что героям-спасителям ценностей посвящен целый отдельный зал. Это правильно.

Музей железнодорожной техники. Планов посещать этот музей не было. Мы туда заглянули "на пять минут", посмотреть, что там есть. Пять минут превратились в сорок пять. Раньше я в таких музеях не была, хотя в Москве на Рижском вокзале тоже есть музей железнодорожной техники. Но время показывает, что музей в Бресте оказался ближе, московского :-). Конечно же, там паровозы, конечно же, они там разные. Есть, например, немецкий трофейный паровоз. Век живи, век учись: никогда не подозревала, что бывает паровоз-танк. Помимо паровозов представлены и тепловозы, и ремонтная техника, и вагоны. Вагоны это отдельная история потому, что многие из них начала XX века. И таблички на них сохранились, с клеймом завода-производителя и выбитой датой.

Брест

Танк-паровоз

Все "экспонаты" в идеальном состоянии, на ходу – видно по свежей смазке. Что тут скажешь, стратегический запас. Надо будет – поедет! У некоторых паровозов и тепловозов стоят трапы, чтобы в кабину забраться. Естественно, мы не упустили возможность побывать в настоящей кабине настоящего паровоза. А в тепловозе даже "кресло водителя" есть, можно "порулить".

Мы были в Бресте полтора дня. Это мало. Поэтому и посмотреть удалось только крепость, центральные улицы и несколько музеев. Для города с такой богатой, интересной историей (а приграничные города бывают с историей скучной?), конечно же, нужно времени больше. Я не знаю, удастся ли еще раз побывать в Бресте, но эта первая поездка в Беларусь всегда будет вспоминаться, как одна из самых удачных.

P.S. Брестское пиво, светлое, крепостью меньше 4 % – очень вкусное :-)...

Анна Баранова