Европейский калейдоскоп

Брокенбан и Брокен. В гости к ведьмам на паровозе

Путь лежит по плоскогорью,
Нас встречает неизвестность.
Это край фантасмагорий,
Очарованная местность.
Глубже в горы, глубже в горы!
Чудеса! Деревья бора
Скачут в чехарде средь луга
Через головы друг друга.
Горы нагибают спины,
Чтоб перемахнуть вершины.

И.-.В. Гёте "Фауст". Часть первая. "ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ"
(перевод Б.Л. Пастернака)

 

Гора Брокен

Гора Брокен

На севере центральной части Германии, между реками Везер и Эльба, расположены горы Гарц. Это скорее даже не горы, а красивые холмы, покрытые лесом. Высшей точкой Гарца является гора Брокен или Блоксберг. Она уже не лесистая, а голая и неприветливая. Ее высота составляет 1141,1 метров. С Брокеном связаны старинные немецкие легенды. Согласно им в т.н. "Вальпургиеву ночь" – с 30 апреля на 1 мая – на горе собираются на свой шабаш ведьмы и прочая нечистая сила. Эти легенды услышал великий немецкий поэт И.-В. Гёте, который трижды путешествовал по Гарцу. Брокен также упоминается в записках Ганса-Кристиана Андерсена и в дневниках Гейне. Есть даже легенда, что наш Пётр I специально заезжал сюда и вроде бы даже переночевал на горе. Но главным образом прославил Брокен Гёте в своем "Фаусте". Из сочинения одного ученого Гёте узнал, что "древнегерманские язычники, когда их изгнали из священных рощ и народу была навязана христианская вера, стали весной удаляться со своими приверженцами в пустынные и недоступные горы Гарца, чтобы там, по древнему обычаю, молиться и приносить жертвы бестелесному богу земли и неба. Чтобы быть в безопасности от коварных, вооруженных христианских проповедников, они сочли за благо надеть личины на некоторых своих единоверцев, надеясь тем самым отпугнуть суеверных противников, и так, под охраной "сатанинского воинства", совершали свое чистое богослужение" (письмо Гете Цельтеру 2 декабря 1812 г.). Это предположение о происхождении шабаша на горах в ночь на 1 мая и легло в основу "Фауста". Именно на Брокен отправляются Мефистофель с Фаустом, чтобы посмотреть на хоровод нечистой силы: "На Брокен ведьмы тянут в ряд..."

Кафе на Брокене

Кафе на Брокене

Но на Брокене обитали не только ведьмы. Уже в 1736 году по приказу граф города Вернигероде Кристиана Эрнста на вершине была возведена небольшая сторожка, получившая название "Хижина облаков". Ее и сейчас можно увидеть на Брокене. А во времена ГДР гора находилась практически на границе с Западной Германией, и на ее вершине прочно обосновались военные. С 1961 по 1994 годы Брокен был важным стратегическим пунктом двух разведок. Здесь находилась база Министерства государственной безопасности ГДР и станция ГРУ – военной разведки СССР.

Но после падения Берлинской стены все военные объекты с вершины были выведены и сейчас на легендарную гору могут попасть туристы. Немцы с умом распорядились бывшими военными объектами, разместив гостиницу в бывшей казарме, кафе – в столовой, а в штабе открыли экспозицию, где можно познакомиться с природой Гарца и ингредиентами для изготовления дьявольских снадобий. В музее установлен симулятор, позволяющий "полетать" над Брокеном на метле. Вокруг разложены "ведьмины круги" из валунов.

Согласно "Фаусту" ведьмы летели на Брокен на метлах, бочках, козлах, супоросых свинках. Но сам Фауст вместе с Мефистофелем поднимался пешком. Правда при этом они чуть не заблудились, пришлось даже спрашивать дорогу у Блуждающего огонька! Современные туристы могут повторить путь героев Гёте и подняться на Брокен пешком из Ширке. А можно воспользоваться и транспортным средством, не метлой, конечно, но тоже экзотическим! На вершину горы ведет узкоколейная железная дорога – Брокенбан (Brockenbahn), по которой резво бегают составы из маленьких вагончиков, которые тянет настоящий паровоз!

Паровоз. Брокен

Железная дорога Брокенбан входит в сеть узкоколейных (ширина колеи – 1000 мм) дорог Гарца протяженностью 140 км, расположенных в районе городов Вернигероде, Кведлинбург и Нордхаузен, которые обслуживает железнодорожная компания Harzer Schmalspurbahnen GmbH с главным офисом в Вернигероде. Эта сеть состоит из трёх основных железнодорожных линий: Harzquerbahn (60,5 км), Brockenbahn (19 км) и Selketalbahn. Последняя – самая старая. Ее первый участок – между городами Гернроде и Гарцгероде – открылся еще в 1887 году. Harzquerbahn и Brockenbahn работают с 1899 года, хотя проект железнодорожной ветки на вершину Брокена был сделан еще в 1869 году. Интересно, что с 1961 по 1994 год железнодорожную ветку на Брокен использовали для доставки на вершину горючего, продуктов и оборудования для расположенных там военных объектов.

Я узнала о Брокенбане еще два года назад, когда мы собирались в Кведлинбург, но тогда за недостатком времени покататься на узкоколейке не удалось. Поэтому первым пунктом программы нашего декабрьского путешествия в Гарц были, конечно, Брокенбан и Брокен.

Что из этого получилось, представлено ниже в виде фотоотчета. Итак, начинаю. Утром в понедельник мы вышли из отеля в Вернигероде и отправились на вокзал. Хочу заметить, что у Брокенбана свой, маленький вокзальчик рядом с основным вокзалом. Но еще доходя до него, мы увидели не паровоз, а, скорее, ПАРОВОЗИК!!!

А вот и офис Harzer Schmalspurbahnen, заходим внутрь, покупаем билеты до Брокена и обратно (замечу, что путешествие на знаменитую дорогу – мероприятие достаточно дорогое. Но что ж поделаешь! Один раз живем!!!). И вот уже перрон, а у перрона – стоят шесть или семь желто-красных вагончиков во главе с паровозиком.

Брокен
Брокен

Входим в вагончик. Внутри тепло, мягкие сиденья. Интересно, что у каждого окна имеются небольшие деревянные столики со схемой гарцевских узкоколеек. В вагончике есть даже туалет, причем не био, как в современных немецких поездах, а как в наших старых вагонах (но чистый!).

Брокен
Брокен
Брокен

У каждого вагона есть открытая площадка, огороженная с двух сторон поручнями.

Ну вроде все. Прошла вдоль состава тетенька (!), простучала колеса, паровозик гудит, выпускает клуб дыма. ПОЕХАЛИ!!!

Вначале наш поезд, весело попыхивая дымом, ехал по улицам Вернигероде, аккуратно останавливаясь на светофорах. Из окон фахверковых домиков на нас смотрят люди, некоторые фотографируют состав.

Брокен
Брокен

Вот пошли уже пригороды.

И мы въезжаем… в зимнюю сказку!!! Совсем как в "Фаусте":

"Как облик этих гор громаден!
Как он окутан до вершин
Ненастной тьмой глубоких впадин
И мглой лесистых котловин!"

Брокен
Брокен

С открытой площадки не хотелось уходить и делать все новые и новые снимки, несмотря на усиливающийся снегопад.

Брокен
Брокен

Проехали несколько небольших станций, стоянка на них была 1–2 минуты. Дорога идет через засыпанный снегом еловый лес. Дальше, видимо, горы, но их не видно.

Брокен
Брокен
Брокен

А вот и крупная станция – Три Анны (Drei Annen Hohne) на высоте 540 метров. Здесь стоянка будет 10 минут, поскольку наш паровозик надо "напоить" водой. Естественно, за этим процессом следят высыпавшие из вагонов туристы. Кстати, наш паровозик был не простой, а 1897 года рождения!

Брокен
Брокен
Брокен. Паровоз
Брокен. Паровоз

Паровоз "напоен"! Гудок! Путешествие продолжается. Все выше и выше поднимается наш поезд. Редеют елки, становятся более кривыми от постоянных ветров. И все портится погода!

Брокен
Станция Ширке

Станция Ширке

Наконец прибываем в Ширке (685 м). Стоянка 8 минут. Здесь уже метет вовсю. Поэтому заходим в старинный вокзальчик посмотреть на местные сувениры. Но, кроме бутылочек с черничным ликером с изображением паровозика, там ничего интересного не оказалось. Возвращаемся в вагон, поезд трогается. Вперед на Брокен!

Вперед-то вперед, но вокруг уже почти ничего не видно. Не хотят, видимо, брокенские ведьмы нас на вершину пускать.

После езды в метели поезд останавливается. Приехали. Вот он, Брокен.

Народ выходит из вагонов.

Брокен
Брокен

А там – Арктика! Я такое только в фильмах видела.

Брокен
Брокен

Но народ пытается еще куда-то на лыжах идти, кто-то собирается пути чистить, да и "папарацци" не дремлют!

Брокенбан
Брокен
Брокен

Посмотрели мы только на интерьеры местного кафе, музей найти в таких метеоусловиях было невозможно. Вот и прошло наше время на Брокене. Пора в обратный путь!

Брокен
Брокен
Брокен
Брокенбан
Брокенбан
Брокенбан

Оставшееся время до Вернигероде любовались на заснеженные леса, горки, речушки.

Брокен
Брокен
Брокен
Брокен

И вот уже появляются вернигеродские домики. Вначале маленькие, потом побольше.

Брокен
Брокен

Вот и вокзал – наше путешествие в гости к ведьмам закончено! А на главном вокзале нас ожидал приятный сюрприз: колокольчик "Harzer Schmalspurbahnen im Harz" с паровозиками.

Колокольчик

Коллекция Н.Степанвой

Колокольчик

Коллекция Н.Степанвой

P.S. Но Брокен во всей красе мы все же увидели. В наш последний день в Вернигероде местные ведьмы смилостивились, разогнали тучи, вышло солнце, и знаменитая гора явилась во всей красе. Если внимательно посмотреть на фотографию, то справа от красно-белой антенны можно увидеть клубы темного дыма. Это дым от брокенского паровозика!!!

P.S.S. Почему-то подумалось, что такую игрушечную железную дорогу должны обслуживать и игрушечные персонажи, например, медведи. Такой медведь-сигнальщик и появился после Нового года в моей коллекции.

Наталья Степанова

Фото Геннадия Мельничука и Натальи Степановой
Сайт дороги http://www.hsb-wr.de/
Википедия
http://detach.ru/gora-broken.html
http://nature.1001chudo.ru/germany_1874.html

Комментарии