Авторские колокольчики из фарфора

Фарфор

Колокольчики относятся к декоративным фарфоровым изделиям. Известно, например, что настольные колокольчики на мейсенской мануфактуре начали изготавливать еще в первой половине XVIII века, выпускают их и сейчас. Производили и производят колокольчики и другие европейские фарфоровые предприятия: Wedgwood (Великобритания), Augarten (Вена), Herend Porcelain (Венгрия), Belleek Pottery (Северная Ирландия), LLADRO (Испания). В России колокольчики выпускают Императорский фарфоровый завод (Санкт-Петербург, бывший ЛФЗ) и Гжель.

Колокольчик

Колокольчик "Четыре времени года"
("Four seasons"), "Wedgwood"
Коллекция Н. Степановой

Колокольчик

Колокольчик "Weinlaubstreuer", Augarten
Коллекция О. Поповой

Колокольчики из фарфора изготавливают и отдельные авторы. Каждое их изделие уникально и неповторимо, поэтому в "Колокольной галерее" открывается совершенно новая выставка – авторская. Здесь свои колокольчики представляют уже не коллекционеры, а художники по фарфору.

Колокольчик

Колокольчик из серии "Времена года". "Осень". Lladro
Коллекция А. Барановой

Фарфор, являющийся вершиной гончарного искусства, появился в Китае в IV–VI веках. Изобретение фарфора было связано со стремлением найти замену дорогой и модной посуде из нефрита. Поэтому первые изделия из фарфора имели зеленый или голубовато серый цвет.

Наибольший расцвет фарфорового производства относится к XV веку, эпохе династии Мин. До сих пор самым дорогим считается фарфор, изготовленный в провинции Цзянси в мастерских Цзиндэчженя. С X века изделия из фарфора начинают производить в Корее. В Японии производство фарфор возникло в XVI–XVII вв. под влиянием Китая и Кореи. Особенно известны изделия г. Арита (т.н. имари) с росписью эмалями по белому фону (цветы, птицы).

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен т.н. костяным фарфором.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (иногда в соединении с белой слюдой). Свойства фарфора как раз и зависят от их: чем больше каолина в фарфоровой массе, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Еще в фарфоровую массу добавляют кварц или песок. Смесь компонентов перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600–800°С, а потом – уже с глазурью – при 1300–1500°С. Твердый фарфор отличается крепостью, жаро- и коррозионной стойкостью, прозрачностью, и, главное (!), чистым колокольным звуком. В Европе твердый фарфор был изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером.

Мягкий фарфор, называемый также художественным, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100–1500°С и делается сухим и непористым. Глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050–1100°С. По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жаростойкость этого фарфора ниже. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (т.н. фарфор Медичи).

Костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости. Температура обжига костяного фарфора – 1100–1500°С. Костяной фарфор выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого.

Как твердый, так мягкий фарфор покрывают глазурью, но есть фарфор и без глазури – это т.н. бисквитный фарфор.

В России производство фарфора наладил Дмитрий Виноградов – соученик М.В. Ломоносова. Известно, что первая удачная проба фарфора была получена Виноградовым в начале 1747 года, а самая ранняя из дошедших до нас вещей имеет знак 1748 года. А уже в 1751 году Елизавете Петровне ко дню рождения была преподнесена фарфоровая табакерка с ее собственной Порцелиновой мануфактуры. В начале 1750-х гг. петербургская порцелиновая мануфактура изготовляет первых фарфоровых "кукол" – людей и животных. Известно, что первая русская фарфоровая скульптура появилась не ранее 1752 года, когда была получена специальная фарфоровая масса. Для дальнейшего развития российского фарфорового производства Екатерина Великая запретила ввоз фарфора из-за границы.

Колокол

Колокол с портретами патриархов, ИФЗ

Колокольчик

Колокольчик, Гжель

Художественные изделия из фарфора очень многочисленны и различаются как по характеру отделки, так и по назначению. По характеру отделки фарфоровые изделия бывают с рельефным декором или росписью (живописью). Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета, который либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формуются отдельно и потом наклеиваются. Роспись выполняется либо под глазурью, либо над ней. Во время подглазурной росписи (характерна для китайского фарфора) жаростойкие окислы металлов (кобальт, гематит) наносятся непосредственно на черепок и затем обжигаются вместе с глазурью. Старейшая надглазурная техника – это роспись эмалевыми красками. На твердом фарфоре такие краски не соединяются с глазурью и часто пластически выделяются на поверхности глазури. На мягком же фарфоре, с другой стороны, они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Обжиг происходит при 600–800°С.

По назначению художественные фарфоровые изделия делят на: утилитарные – предметы домашнего обихода (сервизы, графины, кувшины и т.д.); письменные принадлежности (чернильные и письменные приборы); принадлежности для курения (пепельницы); декоративные – скульптура малых форм, настенные панно и др.; украшения (броши); сувениры (барельефы, плакетки).

Во всем мире изделия из "белого золота" – тонкого фарфора всегда ценились, как одни из наиболее дорогих, изысканных, аристократических. Вылепленные и расписанные вручную фарфоровые композиции являются вершиной мастерства керамики. Для создания такой миниатюры используются все известные способы и техники декорирования и росписи фарфора, что помогает более яркому раскрытию художественного замысла. Благородный фарфор, такой капризный и непредсказуемый в работе, после обжига завораживает своей полупрозрачностью и дивным переливом оттенков росписи.

Наталья Степанова

По материалам книги: Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии. Ч. I. – М., МГИУ, 2007 и сайтов bestreferat.ru, oberon.ru, wild-mistress.ru.