Россия в колокольчиках

Пешая прогулка по следам героев романа "Мастер и Маргарита"

– Какой интересный город, не правда ли?
Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:
– Мессир, мне больше нравится Рим.
– Да, это дело вкуса, – ответил Воланд
(М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита")

15 мая 2016 года к 125–летию со дня рождения Михаила Булгакова в Москве проходит ряд праздничных мероприятий, посвященных творчеству и жизни писателя. Однажды нам повезло посетить знаменитую московскую булгаковскую квартиру № 50 на ул. Большая Садовая, д. 10. В романе это та самая "нехорошая квартира" в доме 302-бис, "гнусная комната гнусного дома", – как писал Михаил Афанасьевич. Не смотря на то, что сам писатель прожил здесь всего 3 года, именно этот дом в большей степени будет связан с романом "Мастер и Маргарита". Само по себе здание было построено в начале XX века в стиле модерн и его квартиры сдавались внаем и в большей степени предназначались для коммунального проживания.

Дом 302-бис
Булгаковский дом

Музей-квартира начинается уже с первого этажа в подъезде, многие поклонники творчества Булгакова оставляют настенные рисунки, записи и цитаты из известных произведений.

В подъезде дома на Б. Садовой

В подъезде дома на Б. Садовой

В квартире-музее воссоздана атмосфера того времени, когда в одной из комнат писались самые известные романы, в другой представлены фрагменты дома до реставрации: лепнины с потолка, орнаменты стен, батареи, на кухне – портрет некой Анны Горячевой, вошедшей в историю как Аннушка-Чума, разлившая масло на трамвайные пути и сгубившая Берлиоза. Обитателями этой квартиры также были домработница Анфиса, Степан Богданович Лиходеев и М.А. Берлиоз, Воланд со своей свитой.

Кабинет М. А. Булгакова

Кабинет М. А. Булгакова

М. А. Булгаков

М. А. Булгаков

Булгаковский дом

Необходимо отметить, что в музее-квартире и сейчас проживает черный кот, его не всегда можно встретить, но некоторым посетителям все же удается познакомиться с главным обитателем нынешней квартиры.

Кот
На кухне нехорошей квартиры

На кухне "нехорошей квартиры"

Кот-Бегемот – один из загадочных и мистических персонажей романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита": "...кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами...". Он комично сочетает склонность к философствованию и интеллигентные повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причем уезжает от погони на трамвае: "... этот странный кот сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое окно.., кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!.." В квартире № 50 встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов: "...не шалю, никого не трогаю, починяю примус", затем ведет с ними яростную перестрелку, притворяясь убитым и оживая, с помощью примуса поджигает квартиру и скрывается.

К сожалению, нам не повезло увидеть нынешнего кота-Бегемота в квартире, зато приобрели новый колокольчик для коллекции. Он чудесный, выполнен из глины, уши покрыты разноцветной глазурью, глаза горят, хитрые и загадочные, в лапах держит примус.

Колокольчик Кот-Бегемот

Виктория Судакова (Хотьково). Колокольчик "Кот-Бегемот"

Тот самый примус

Тот самый примус

Покинув музей-квартиру М.А. Булгакова, мы отправились дальше по следам героев этого мистического романа. Во дворе дома "302-бис" наше внимание привлек красный трамвай, на котором можно совершить поездку по улочкам Булгаковской Москвы, а также памятник Коровьеву и коту-Бегемоту. Но мы решили отправиться пешком, ведь именно так можно лучше прочувствовать атмосферу того времени, остановиться у нужного дома, сделать фотографию.

"...Недалеко от дома № 302-бис, на той же Садовой, в кабинете финансового директора Варьете Римского находились двое: сам Римский и администратор Варьете Варенуха", – читаем мы в романе и проходим по Большой Садовой мимо Московского театра Сатиры. Варьете в романе – здание бывшего цирка братьев Никитиных, в котором с 1926 по 1935 года находился московский Мюзик-Холл. В романе "Мастер и Маргарита" администратор Варьете Варенуха, выбегает из Варьете через боковой ход и устремляется в летний сад: "В саду ветер дунул в лицо администратору и засыпал ему глаза песком, как бы преграждая путь, как бы предостерегая".

Следующая остановка – популярное и мистическое место Патриаршие пруды. "В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан", – место завязки романа и место появления Воланда в Москве. Здесь мы любуемся прудом, вспоминаем про эпизод с Берлиозом и пытаемся понять, а был ли трамвай когда-то на Патриарших?

На Патриарших Прудах

На Патриарших Прудах

На Патриарших Прудах

Далее сворачиваем на Тверской бульвар и останавливаемся у "Дома Грибоедова" (дом-музей А.И. Герцена), который в романе является одним из адресов МАССОЛИТа с рестораном "Грибоедов": "Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой". Именно сюда, к "Грибоедову", пришёл Иван Бездомный в разодранной толстовке и полосатых белых кальсонах в поисках иностранного профессора, здесь был связан и отправлен в клинику Стравинского. Этот дом в романе загорелся после обильного и роскошного, но крайне непродолжительного обеда Коровьева и Бегемота, и "здание сгорело дотла... Одни головешки!".

Пеший маршрут довольно длинный и интересный, особенно, если есть возможность параллельно зачитывать выдержки из романа, как бы погружаясь в эпоху романа, его героев.

Проходим мимо памятника А.С. Пушкину, далее на Большой Гнездниковский переулок и восхищаемся архитектурой здания, дома, где познакомился М.А. Булгаков с Е.С. Шиловской, ставшей его женой и главным прототипом Маргариты в романе.

Далее путь лежит к Никитским воротам, после идем к загадочному адресу в романе – особняку Маргариты. Споры по нему не утихают до сих пор. А известны читателю только некоторые приметы особняка: готическая архитектура, трехстворчатое окно, старый газовый фонарь, решетка, а за ней сад. Вот и попробуй в Москве отыскать такой дом!

Уже стемнело, и становится по-настоящему загадочно, а мы следуем на Большой Николопесковский переулок, по пути, который для Маргариты был самым таинственным, волшебным и ярким – это ее полет: "Она пересекла Арбат... и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами... В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. ...над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита".

Конечной остановкой является величественный особняк Второва, больше известный как резиденция посла Соединенных Штатов Америки в Москве. Весной 1935 года американское посольство организовало историческое мероприятие – "Весенний фестиваль", на котором присутствовало более 400 гостей. Среди приглашенных был и М.А. Булгаков. Именно этот прием и был увековечен автором в "Мастере и Маргарите" как "Весенний бал полнолуния".

Дом Второва

Дом Второва commons.wikimedia.org

Москва для Михаила Афанасьевича Булгакова была особенным, мистическим городом. Здесь он влюблялся, женился, творил, играл в театре, издавался, бедствовал, умирал. Здесь он получил известность, обзавелся друзьями и врагами, был вознесен и растоптан. Благодаря воображению талантливого писателя существуют адреса, которые до сих пор живут своей таинственной жизнью. Такие пешие прогулки помогают лучше узнать столицу, познакомиться с творчеством писателя, окунуться в его воображаемый мир.

Юлия Чурилова

Комментарии

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи». На выставке были представлены колокольчики с изображением символики и достопримечательностей городов и других уголков России, фотографии и впечатления о путешествиях.
Подробнее