Россия в колокольчиках

Калининград. Часть 2. Соборы и музеи

Калининград. Часть 1. Ворота и мосты

День второй. А на деле, в нашем распоряжении оказался только вечер после поездки в Янтарный и Светлогорск. Пока не стемнело, я предлагаю гулять по городу. Брежу воротами, но Дима хочет фотографировать Кафедральный собор. Несмотря на черные тучи, снимки получаются яркими, а небо не таким суровым, как в реальности. Я так не умею.

Кафедральный собор

Кафедральный собор. Фото Д. Баранова

Потом идем в Рыбную деревню. Ее ругают потому, что это новодел. Ну и ладно, зато красиво и аккуратно. Стиль фахверк, если я не ошибаюсь. Там нас интересовал псевдо маяк, который и маяк (есть фонарь), и смотровая площадка. Сверху прекрасно виден центр города. Фотографируемся со смешным голубем с зажатым в лапе яйцом. Еще в Рыбной деревне понравилась довольно симпатичная городская скульптура, особенно девушка, выглядывающая из-за двери. Дверь открывается прямо из стены.

Городская скульптура в Рыбной деревне

Городская скульптура в Рыбной деревне

Раз не дали посмотреть ворота, тогда идем еще к кирхе Святого Семейства. Она не очень старая, но красивая, думаю, неоготика. Там сейчас органный зал. И еще непременно надо увидеть Морской колледж. Две его башни тоже наводят на мысль о неоготике. Обе достопримечательности находим. Я довольна.

Кирха Святого Семейства

Кирха Святого Семейства. Фото Д. Баранова

Здание Морского колледжа

Здание Морского колледжа. Фото Д. Баранова

День третий начался с экскурсии в Музей янтаря, что в башне Дона. Заходя в музей, Вы попадаете во внутренний дворик с увитыми плющом стенами и фонтаном в центре.

Внутренний дворик Музея янтаря в башне Дона

Внутренний дворик Музея янтаря в башне Дона. Фото Д. Баранова

На Балтийском берегу первичные отложения янтаря. Много миллионов лет назад именно в этих местах росли те самые сосны, истекавшие смолой. Янтаря из смолы получилось столько, что его здесь даже подделывать не выгодно. Потом пришел ледник. Как нереальных размеров бульдозер он двигал перед собой пласты земли. Таким вот образом появились вторичные отложения янтаря, как, например, в Украине. Туда солнечный камень просто-напросто "приехал" вместе с ледником.

Музейная экспозиция расположена по кругу. После реконструкции соснового леса нам показывают различные типы янтаря, он не обработан. Затем шлифованные куски с включениями. Чего только нет. И пузырьки воздуха, и мошки, и жучки, и семена, и листочки, и травинки. Очень красиво.

Обработка янтаря. Конечно же, для дорогих изделий все делают в ручную, не изменяя структуру камня. Помимо этого есть такая техника, когда янтарь плавят, а потом он снова застывает. В этом случае исчезают все пустоты, камень плотный, полупрозрачный, однородный, и приобретает насыщенно медовый цвет. Такой янтарь используется для дешевой продукции.

В залах, где представлены ювелирные украшения, можно пропасть, такая красота вокруг. Особенно мне понравились дизайнерские современные вещи, сделанные с большой фантазией. И сам камень хорош, он может быть даже частично не обработан, не отшлифован, что создает совершенно уникальный рисунок. Оправа своими изгибами и завитушками только усиливает эффектность украшения, даже если это не серебро и не золото, а обычный мельхиор.

В палатках в холле тоже можно остаться надолго. Там в большинстве своем не дизайнерские вещи, но тоже красивые. Янтарь разный. От бледно желтого до медового. С пузырьками воздуха или хлопьями от древних (ну хочется надеяться) растений, есть и с "мухами". Очень заинтересовал зеленоватый камень. Если смотреть на него держа на ладони он, действительно, зеленый. Но если повернуть боком и взглянуть на просвет, то он желтый. Загадки тут нет, нижняя сторона камня подплавлена и имеет черный цвет, что и дает зеленоватый оттенок. Независимо от цвета, янтарь просто лучится теплом и солнцем.

Тут у нас вышла накладка. Экскурсовод в музее, видя внимание группы, воодушевилась, и лекция длилась вместо запланированных сорока минут больше часа. Да и дамы, как и я, оказались неравнодушны к магазинчикам в холле музея. Это мы шустрые, да быстрые: успели купить, что нам нужно, и еще Россгартенские ворота сфотографировать, а другим время надо. Экскурсовод поворчала-поворчала, а ничего не сделаешь. Поэтому мимо предназначенных для осмотра достопримечательностей проносимся мимо с ветерком на автобусе.

Вторая накладка вышла у Королевских ворот. Не планировалось заходить в музей, посвященный городу, который там находится. Экскурсовод спросила, хотим ли мы. Ну кто же отказываться станет. Очень мне понравилась коллекция выточенных из янтаря морских раковин. Каждый из моллюсков выполнен очень точно и тщательно, со всеми спиральками и отростками. На одной из стен висят на цепи старинные ключи от города. А охраняет их Прусский кот – один из символов Калининграда. Его автор скульптор Людмила Богатова. Презабавнейшее и умилительное создание, этакий овал с ушками. На макушке – блестящее пятно, уже натерли. У Прусского кота есть прототип. Это кот по имени Мурр, большой друг сказочника Эрнста Гохмана.

Прусский кот в экспозиции музея в Королевских воротах

Прусский кот в экспозиции музея в Королевских воротах

Не так давно я читала статью в Интернете, что и у Фридрихсбургских ворот установлена городская скульптура, еще один вариант Прусского кота. Я уже снова хочу в Калининград. На выходе из Королевских ворот продают гипсовые фигурки – небольшие копии скульптуры Людмилы Богатовой. Конечно же, мы купили себе котика, теперь это талисман коллекции.

Сидим на лавочке, ждем застрявшую в музее группу. Оно и понятно, в одном из залов показывают кино. Очень хочется пойти сфотографировать Закхаймские ворота, они здесь не далеко. Однако в любой момент все наши туристы могут выйти, и тогда, ждать уже придется меня, чего я не люблю. Погода заметно портится. И вот, наконец, все собрались в автобусе. По времени мы должны быть уже в Музее Мирового океана. Таким вот образом, Закхаймские ворота остались за кадром нашей экскурсии. Ничего, я купила набор открыток с изображением всех ворот города.

Пока ехали к набережной, дождь начался и закончился, выглянуло солнце. Нас уже ждут. Сперва открытая экспозиция обитаемых и необитаемых подводных аппаратов. Подходим к батискафу Пайсис. Он предполагает наличие людей внутри. Экскурсовод таким тоном "А ну-ка, дети, скажите мне!" спрашивает, сколько человек может быть в аппарате. Она же не знает, что рядом стоит инженер, работавший когда-то в организации, которая такие вот штуки делает. Дима и говорит: "Три". Экскурсовод такой прыти не ожидала: "Правильно, три". Идем дальше, на научно-исследовательское судно "Витязь".

Корабли Космонавт Виктор Пацаев и Витязь - экспонаты Музея Мирового океана

Корабли "Космонавт Виктор Пацаев" и "Витязь"
- экспонаты Музея Мирового океана

Подводный обитаемый аппарат Пайсис

Подводный обитаемый аппарат "Пайсис". Фото Д. Баранова

Первоначально "Витязь" носил имя "Марс", спущен на воду в Германии в 1939 году. Был он тогда сухогруз, а в войну – плавучий госпиталь. По репарациям передан сначала Великобритании, а потом Советскому Союзу. Корабль еще три раза сменил свое название. С "Марса" на "Экватор", с "Экватора" на "Адмирал Макаров", а потом уже "Витязь". В конце сороковых переоборудован в научно-исследовательское судно. Очень много научных открытий совершил "Витязь". Экспедиции его проводились во всех океанах. Одна из самых знаковых – измерение Марианской впадины и установление наличия жизни на больших глубинах. У ученых была популярна шутка: "Пять черпаков со дна Марианской впадины – кандидатская диссертация, двадцать – докторская".

Один за другим проходят залы музея. История географических открытий, развитие кораблестроения и морских исследований, изучение Арктики и Антарктики, коллекции рыб, ископаемых моллюсков, судовых колоколов, навигационные приборы, каюты, медицинский блок, машинное отделение. Душевые специально оставлены в том виде, в каком "Витязь" достался музею в начале девяностых, в полуразваленном и разоренном. Всю обстановку на корабле создавали заново. И наконец, рубка. Я фотографирую Диму у штурвала. А как же, подержаться-то за штурвал надо, всю жизнь мечтал, можно сказать.

У штурвала научно-исследовательского судна Витязь

У штурвала научно-исследовательского судна "Витязь"

Подводный обитаемый аппарат Пайсис

Коллекция судовых колоколов на "Витязе". Фото Д. Баранова

На "десерт" скелет кашалота, для которого был построен отдельный павильон. Экспозиция называется "Исполины океана". Кашалот огромен. Когда смотришь на него по телевизору или на фотографии, совершенно не осознаешь размеров. Рядом для сравнения помещен скелет дельфина-афалины, слон и Моська.

Скелет кашалота

Скелет кашалота. Фото Д. Баранова

Гид нас отпускает, мы снова одни. Мои опасения сбылись, обзорная экскурсия оказалась сама по себе куценькая, а еще и две накладки. Как хорошо, что мы успели многое увидеть сами. Хотим смотреть подводную лодку Б-143, это тоже экспонат Музея Мирового океана. Фотографируемся у рубки, "ныряем" в лодку. Много сложных механизмов, мало места. Начинаешь понимать, что надо обладать недюжинной выдержкой и мужеством, чтобы в тесном, замкнутом пространстве работать слаженно и организованно.

Около люка, ведущего к перископу, сидит сотрудник музея, регулирует поток экскурсантов. В помещение может войти только один человек – настолько все компактно. Дима смотрит в перископ, а я должна это запечатлеть.

У перископа подводной лодки

У перископа подводной лодки

Стою на одной ноге на узкой лестнице из скоб, держусь спиной за край люка, но фото делаю. Тоже хочу посмотреть в перископ. Надо же понять, ради чего я только что изображала радистку Кэт из "Семнадцати мгновений весны". Перископ настроен так, что виден только Кафедральный собор. Нельзя направить прибор на что-то другое. Ну, это как-то неспортивно. Покидаем подводную лодку.

А вот так к перископу попадают

А вот так к перископу попадают.
Фото Д. Баранова

В одном из помещений подводной лодки

В одном из помещений подводной лодки. Фото Д. Баранова

Небо снова затянуто тучами, причем уже не синими, а черными. Мы понимаем, срочно надо где-то укрыться. Если пойдет дождь, то он будет такой силы, что зонт спасет только первые секунд двадцать, потом будет уже не нужен. Сработает принцип "и сам помылся, и одежку постирал". По поводу частой смены дождя и солнца калининградцы сами шутят: "Если Вам не нравится, какая у нас погода, приходите через полчаса". Шутка почти на сто процентов состоит из правды, мы уже второй день в этом убеждаемся.

Дождь переждали в кафе Круассан, заодно и поели. Время к вечеру, но еще столько хочется увидеть. Нам нужна улица Кутузова, там сохранились виллы. Когда-то это был фешенебельный район Амалиен Нау. На обзорной экскурсии нам показали его быстро и невнятно, хочется изучить подробно. Идем по проспекту Мира мимо Технического университета. Перед ним знаменитая скульптура – дерущиеся зубры, они символизируют противостояние прокурора и адвоката. Раньше в здании университета был суд. Проходим штаб Балтийского флота с памятником Петру Первому, который под именем Петра Михайлова посещал Кенигсберг. Потом – областной драматический театр с памятником Шиллеру, который никогда в этом городе не был. Видели мы и кирху королевы Луизы, где теперь кукольный театр. Там, кстати, неподалеку находится памятник барону Мюнгхаузену, летящему на ядре. Скульптурная композиция необычна тем, что знаменитый барон изображен в виде контура человека. А мы совсем забыли про этот памятник, теперь очень обидно, хоть назад поезжай.

Прокурор и адвокат у Технического университета (здания суда)

Прокурор и адвокат у Технического университета
(здания суда)

Так улица за улицей, неблизким путем мы дошли до Амалиен Нау. И уже начинает темнеть, между прочим. Домики здесь выглядят как на картинке, очень аккуратные, с черепичной крышей, окружены зеленью. Такое ощущение, что гуляешь в парке. После дождя деревья особенно сильно пахнут свежестью. Ходим, любуемся, но понимаем, что устали. В центр возвращаемся на трамвае. Хорошо погуляли.

Виллы в районе Амалиен Нау

Виллы в районе Амалиен Нау

День отъезда. С утра основная задача – дойти до салона оптики и сделать Диме новые очки, прежние он накануне благополучно утопил в Балтийском море. Нашли хороший салон, где нашу проблему решили за полчаса. По пути мы увидели указатель, направляющий в музей "Бункер генерала Отто фон Ляша". Возвращаясь в гостиницу, мы посещаем этот музей. Отто фон Ляш был комендантом Кенигсберга. Как истинно немецкий военный, он держал оборону города, что называется, до последнего. Потом капитулировал и сдал город Красной Армии. Одна из комнат бункера как раз и посвящена этому событию. Восковые фигуры изображают генерала Ляша и представителей советского командования, обсуждающих условия капитуляции.

В других комнатах представлены фотографии военных лет и небольшие диорамы, шаг за шагом изображающие штурм города. На одной из них – здание с выбитыми окнами, то тут, то там языки пламени. "Жаль город", – сказала я. "А Сталинград тебе не жаль? А Севастополь?", – Дима ответил как-то особенно резко. Да, как вспоминаешь кадры аэросъемки разрушенного Севастополя, плакать хочется. Многие города поднимались из пепла войны, словно птица Феникс.

Из-под крыла самолета показалось Балтийское море

Из-под крыла самолета показалось Балтийское море. Фото Д. Баранова

Вот и закончилось наше путешествие в Калининград. Многое мы посмотрели, но теперь, спустя некоторое время я понимаю, что могу спокойно ехать снова, чтобы увидеть все то, что было упущено в поездке. Этот город – исторический казус. Немецкое здесь смешалось с советским, советское с российским, каждый новый ракурс добавляет впечатлений. Здесь витает дух географических открытий и морских исследований, развиваются музеи, сохраняются накопленные знания. Достойно уважения.

Колокольчик

Коллекция А.Барановой

Самолет набирает высоту. Из-под крыла показалось Балтийское море. Я машу ему рукой: "До встречи!".

Источники:
http://www.world-ocean.ru/ru/monuments/frigates.php
http://strana.ru/routes/757725
http://www.vokrugsveta.ru/photo/image/17774/

Анна Баранова

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи». На выставке были представлены колокольчики с изображением символики и достопримечательностей городов и других уголков России, фотографии и впечатления о путешествиях.
Подробнее