Россия в колокольчиках

Макарьев

Козьмодемьянск

В Макарьев мы прибыли утром третьего дня путешествия.

Макарьев – это деревня на берегу Волги, известная Макарьевским монастырем. А монастырь был основан в 16 веке, пережил свой расцвет в 17-18 веках. Более того, в 17 веке он считался не только одним из духовных, но и культурных центров Верхнего Поволжья. Ярмарка, что устраивалась у монастырских стен, быстро получила всероссийское, а потом и международное признание. Так князь И.М. Долгорукий описывал Макарьевскую ярмарку в 1813 году: «Суета всякого рода, общее стремление к торговле, движение огромных капиталов, заготовление всякого на всю Россию, словом, центр купеческих расчетов. Вот что такое Макарьевская ярмарка... Нет купца, который бы сюда не ездил, нет товара, какого бы не возили сюда, всё здесь от роскоши до необходимого... Множество модных лавок: где их нет! Без них, как без воздуха, не могли бы жить ни жены наши, ни дети. Кареты английские и куклы Троицкие, ольховый стул, хрустальные люстры и кабацкие стаканы, парижский чепчик и оренбургский армяк, Евангелие кованое и холуйская икона, соболь стотысячный и овчина, Рафаелева картина, жасминные духи и деготь. Словом, всё, что угодно: все противоположности здесь соединяются в империалы, в целковые, бумажки, наконец, в огромные векселя».

Макарьев

Макарьевский Желтоводский женский монастырь. Фото В. Леонова, 2016 г.

Ярмарка шумела, торговала и веселилась до августа 1816 года, когда пожар превратил в пепел ее всю. Правительство постановило перенести ярмарку в Нижний Новгород, где годом позже она и открылась. Пушкин в «Евгении Онегине» описывает ее, когда она уже действовала в Нижнем.

«...перед ним
Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим,
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вина европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,

Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик – спелых дочерей,
А дочки – прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух
И всюду меркантильный дух».

С переносом ярмарки хирел город, блекла слава монастыря. В 1883 году в нем была восстановлена община, теперь женская, которая просуществовала до 1927 года. Дальнейшая судьба монастыря при Советской власти похожа на остальные. В нем размещался детский дом, тюрьма, во время войны эвакогоспиталь, в одном из храмов устроили танцплощадку, в другом – свинарник. С 1992 года возрождена женская обитель.

Сейчас в монастыре живут 24 монахини. У них полностью натуральное хозяйство, в кельях нет другого отопления, кроме печного, дрова заготовляют на зиму сами, водопровода тоже нет. Радио они не слушают, газет не читают, телевизор не смотрят. Надо было спросить, а есть ли у них это всё. Может, и нет. Монастырь строгий, при входе надо надевать юбку, а платочек за неимением своего купить. Было жарко, когда мы там находились, и по окончании экскурсии гуляли уже сами. Так вот, одна туристка с нашего теплохода позволила себе снять платочек, а проходившая мимо монашенка не преминула сделать ей замечание. И экскурсию вела тоже монашенка, вся в черном, даже носки черные. Говорила она, потупив глаза, и только время от времени поднимала их. Молитвы они читают 24 часа в сутки по очереди.

Колокольчик

Коллекция О. Поповой

Монастырь утопает в цветах, а «на задах» – огород, где растет картошка, лук, капуста.

Потом мы с Артом еще погуляли по деревне, пофотографировали живность – коров, коз, кур и петуха, а потом вернулись на теплоход.

Вот таким был наш круиз в нынешнем году.

Лариса Францек, август 2004

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи». На выставке были представлены колокольчики с изображением символики и достопримечательностей городов и других уголков России, фотографии и впечатления о путешествиях.
Подробнее