Россия в колокольчиках

Экскурсия в Петергоф

Не нарушая своего рода традиции, мы поехали в Петергоф морским путем, а именно на катере на подводных крыльях. Удовольствие дорогое, но это самый быстрый и удобный во всех отношениях маршрут. Порт в Петергофе расположен как раз посередине Нижнего парка, приезжаешь, сворачиваешь сразу налево и, переходя с аллеи на аллею, от фонтана к фонтану, двигаешься к Большому дворцу и дальше. А потом, осмотрев Нижний парк, мы поднимаемся вверх, проходим весь Верхний сад и покидаем красивейший Петергоф или на автобусе, или на электричке.

Именно так мы с дочерью действовали и на этот раз. Погода нам благоприятствовала. Было тепло и солнечно, несколько раз лил дождик, и тут же выходило солнце или даже не пряталось вообще. Тогда мы радовались чудной картине: брызги фонтанов, струи бьют вверх, в стороны, в воздухе полно водяных пузыриков, вода фонтанов смешивается с каплями дождя, всё это сверкает и переливается на солнце, и раз - тучка уходит, и опять остается только фонтанная феерия. Дождя нет некоторое время. А потом раз - и всё повторяется, но немного по-другому, потому что нависла тучка побольше и закрыла собою солнце.

Мы непременно посетили дворец "Монплезир". Он был любимым детищем Петра. "Монплезир" означает "мое удовольствие". А до того, как войти во дворец, мы налюбовались фонтаном перед ним и изумительными цветочными клумбами. "Монплезир" оказался единственным маленьким дворцом, из тех, что нам посчастливилось посмотреть, где почему-то посетители бродили сами по себе, без экскурсовода. Так что мы с девочкой довольствовались чтением объяснительного материала на дверях комнат.

Колокольчик

Коллекция Д.Боганова

Колокольчик

Коллекция А.Салкуцан

Неспешно двигались дальше, почитывая, что видим вокруг из книжечки-путеводителя, которую я очень удачно купила перед поездкой. Читать о красотах Питера, и особенно его пригородов, - ощущения сложные. Такая красота окружает тебя, такие чудеса рук человеческих, такая радость охватывает сердце, что ты имеешь возможность наслаждаться благословеннейшими местами, а при этом глаза спотыкаются о каждый абзац путеводителя. Ибо каждый абзац рассказывает, что всё или почти всё было до основания разрушено в войну. Во всех дворцах пригородов выставлены черно-белые фотографии, зафиксировавшие, что они являли собой в 1944 году. Это ужасно.

У одного из фонтанов мы обратили внимание на то, что в беседке рядом, за ширмами, что-то происходит. А происходило следующее. Любопытствующие представительницы женского пола (их, конечно, было больше, чем мужчин) выясняли, что за 100 (сто) рублей можно выбрать себе платье по моде 18-го, естественно, века и, с помощью ассистентки облачившись в него, подобрав шляпу, можно было пофланировать вокруг фонтана, нафотографироваться и сняться на видео. Я не стала сопротивляться желанию хоть пять минут побыть в таком красивом платье, на обруче, который надевался под него, а сзади оно туго-туго зашнуровывалось вышеуказанной ассистенткой. Вот только тогда, когда я с ее помощью одевалась, я ясно поняла, зачем дамы прошлых веков, и необязательно только знатные, имели прислугу. Ты не в состоянии зашнуровать себе платье сзади и вообще надеть его без посторонней помощи (равно как и снять). А ведь еще носились и корсеты...

Петергоф
Петергоф

К выбранному мною платью в моей сумке (ах, какая удача!) оказался веер, и он прекрасно сочетался по цветовой гамме. Очки я решила не надевать, в 18-ом веке не ходили в очках, они бы не привносили никакой достоверности. Правда, на солнце и из-за привычки всегда быть в очках, я вынуждена была щуриться. На фотографиях и видео получилась как узкоглазый китаец. Но это уже издержки. А так, всё очень неплохо. Уж Арт комментировал и так, и эдак. Теперь эти фото Арт называет "Лариса Махаловна - принцесса". ("Махаловна" - это у него по-русски так мое отчество произносится.)

Засим мы захотели есть, ибо пришло время обеда. Мне, кстати, очень нравится, что в Петергофе и в других пригородах, на территориях парков почти нет палаток и киосков, где бы продавалась еда. Иначе бы всё загадилось быстро. В Петергофе только несколько тележек-холодильников, продающих воду и мороженое. Никаких дурацких ларьков с сигаретами нет. Это правильно.

Утолив на некоторое время голод, мы двинулись к Большому дворцу. Экскурсию я туда даже не планировала, я ожидала увидеть большую, плохо двигающуюся очередь. И оказалась права. Ужасная очередь. Было решено пойти в гроты. Они были очень долгое время на реставрации, сейчас туда водят экскурсии, очень любопытно. Всё-таки я так и не понимаю, как устроена вся фонтанная система Петергофа, что нет ни одной насосной станции, а вода идет самотеком. Как она идет? А в гротах и показывают трубы, и дают пояснения.

Колокольчик

Коллекция Л.Францек

Колокольчик

Коллекция Л.Францек

На выходе экскурсовод рассказывает и о забавах-шутках Петра. Когда его гости также выходили из гротов в овальную залу, их встречал мраморный столик с большой вазой со всевозможными фруктами. Конечно, люди подходили ближе, протягивали руки, и… через несколько секунд из невидимых отверстий вазы воспаряли вверх фонтанные струи. Не только рукава камзолов и платьев, а, самое главное, парики оказывались мокрыми. Парики тогда посыпали не пудрой, а мукой. Она, естественно, размокала. Экскурсовод объяснила, что раньше дворяне были жадные, поэтому-де то, что фрукты лежали в вазе, вовсе не означало, что их можно было есть. Ну, а Петр к тому же еще и шутник был. Потом, обрызганные вазой, и, не поевши фруктов, гости двигались к выходу. Как только они оказывались под аркой залы, чтобы выйти уже на свет божий, тут на них уже обрушивался целый ливень, опять же из невидимых отверстий. И мука их париков расквашивалась окончательно. Ощущения и вид, надо думать, были совсем не "монплезир".

Нам демонстрировали только шутку с вазой, а из-под арки мы вышли спокойно, без душа. В тот момент заканчивался, начинался и опять заканчивался очередной дождик, и прямо в фонтане, рядом с "Самсоном", разлилась радуга. Я в первый раз видела радугу на воде, а не в небе. Всё случилось так мимолетно, как видение, не успели ни сообразить, ни полюбоваться, ни сфотографировать редкое явление.

Дальше наш путь продолжался направо, если стоять лицом к Дворцу. Там свои красоты, которые мы осмотрели и запечатлели. Поднялись в Верхний сад, подустали. На скамеечке отдыхали не только мы одни, но и музыканты, одетые по моде галантного 18-го века. Окончания их перекура мы не дождались, двинулись на выход.

Лариса Францек, 2000 год
Фото автора

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи». На выставке были представлены колокольчики с изображением символики и достопримечательностей городов и других уголков России, фотографии и впечатления о путешествиях.
Подробнее