Россия в колокольчиках

Умиротворение Плёса

Время в пути на «Ракете» от Костромы до Плёса – один час. Волга в этих местах не широкая, много деревень по берегам, где чуть холмистым, где пологим. Поездка в Плёс, конечно, стоит того. Ах, какая красота вокруг! Наша туристическая книжка по России, описывая Плёс, начинает с прилагательного tranquil, которое можно перевести и как «спокойный», «умиротворенный», и как «идиллический». Так оно и есть на самом деле. Только в прогулке по этому городку (или большой деревне?) возник и остался невыясненным вопрос. Но по-порядку.

Колокольчик

Коллекция Л.Францек

Колокольчик

Коллекция А.Худилайнен

Колокольчик

Коллекция А.Худилайнен

Колокольчик

Коллекция Н.Краснопёровой

Плёс ведет свою историю с 15 века, правда, с тех давних пор ничего, по-моему, не осталось. Позднее стал он волжским торговым городом, а с прошлого века стал играть роль места для уединения, отдохновения творческих личностей. Там проводил несколько летних сезонов Левитан, на главной улице стоит его домик-музей. Чехов Антон Павлович сказал, что Плёс привнёс улыбку в левитановские полотна.

Сейчас Плёс представляет собой одну главную улицу-набережную. На ней сосредоточены все магазины, кафе, даже ресторан, пункт сбора стеклопосуды и в летнее время несколько палаток с мороженым, водой и шашлыком. «Речной вокзал» – тоже скромный дебаркадер, оживающий лишь в момент прихода теплохода. В нескольких метрах от него пока еще на поверхности воды колышется бывший речной вокзал, тоже деревянный, но двухэтажный. От старости ли, дал ли он течь, или по какой другой причине, но он полузатоплен, накренен, но никто не спасает его.

На этой набережной, кроме развлекательной, представлена и вся культурная жизнь. Окнами на Волгу смотрит домик Левитана. Конечно, мы зашли в него. На первом этаже, в двух комнатках, выставочный зал, не левитановских работ, других художников, а на втором этаже, комнаты, где Левитан жил. Вид из окон открывается замечательный.

Через несколько метров – еще музей, лаковой миниатюры, а потом – еще один, пейзажной живописи. Что удивительно, везде есть посетители, а туристы, такие, как мы, приезжие или из Костромы, или из Иванова, ходят и по набережной туда-сюда, и по улицам вверх-вниз.

Плёс стоит на горочке, вторая улица идет параллельно набережной, но уже выше, и есть последняя улица, еще выше. Мы видели три церкви, две из них закрыты, хотя и не старые, а в третью зашли.

Чтобы вскарабкаться на самый верх, пришлось попыхтеть и даже пару раз останавливаться: так высоко и немного крутовато. На пути нам встретилось здание, табличка на нем гласила «Художественная школа». Неужели красота вокруг продолжает так действовать, что на 3 тысячи человек нужна художественная школа? Эта мысль мне тут же пришла в голову. Но, поскольку сейчас август, школа закрыта. А то, что мы увидели дальше, заставило меня усомниться, не закрыта ли школа и в другие, кроме летних, месяцы.

А дальше, поднявшись наверх, мы набрели на дома, огороженные забором. Зашли на территорию. Оказалось, что это Дом отдыха «Плёс». Или, точнее, то, что когда-то было таковым. Там ничего не разрушено, не разграблено (удивительно!), просто одноэтажные корпуса, столовая, склад закрыты на амбарные замки. Двери всех этих зданий фанерные, с тех советских времен, когда не было ни решеток, ни металла на них. Стоят скамейки, мы посидели на одной, отдохнули, рядом урна. Вокруг одичавший парк с крапивой в человеческий рост, остатками клумб.

На берегу Волги

На берегу Волги

Плёс

Плёс

Крутой берег Плеса

Крутой берег Плеса

На самом живописнейшем месте набрели на двух художников. И оттуда уходить никак не хотелось.

Когда мы стали спускаться вниз, я и задала Арту вопрос, какое у него сложилось впечатление, Плёс скорее возрождающееся место или умирающее. Но Арт, как и я, этого не понял. Может, поговори мы с местными жителями, ответ был бы однозначный, но мы ни с кем не беседовали. А то, что видели, трактовать можно и так, и эдак. А главное чувство, оставшееся от Плёса, именно то, что описывалось английским прилагательным в нашей с Артом толстой книжке про Россию: tranquil, значит спокойствие, умиротворение.

Лариса Францек, август 2000
Фото автора

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи». На выставке были представлены колокольчики с изображением символики и достопримечательностей городов и других уголков России, фотографии и впечатления о путешествиях.
Подробнее