Россия в колокольчиках

Севастополь и панорама обороны города

В 2005 году, нам не удалось увидеть знаменитую панораму "Оборона Севастополя 1854 – 1855 г.г.". Из-за досадной накладки с трансфером очень сильно сократилось время в Севастополе и мы просто не успели бы до отхода поезда. Решили восполнить пробел во впечатлениях теперь в 2010 году. На это раз все было удачно. Мы приехали за пятнадцать минут до начала сеанса. За это время я успела пройтись вокруг здания панорамы, посмотреть и пофотографировать горельефные портреты героев обороны Севастополя. Адмиралы Владимир Алексеевич Корнилов, Павел Степанович Нахимов, Владимир Иванович Истомин, генерал Степан Александрович Хрулев, Дарья Михайлова (Севастопольская), доктор Николай Иванович Пирогов – это те люди, о которых я подробно читала. Знаменитый матрос Петр Кошка, как и пять лет назад, прятался за ветвями большого платана.

Вид на панораму Оборона Севастополя и корабли

Вид на панораму Оборона Севастополя и корабли

Впечатления очень хорошие. И от выставки, посвященной героям и событиям Крымской войны, и от самой панорамы. Повезло с экскурсоводом (кстати, в Крыму всегда с ними везло, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить). Очень хорошая лекция. Становится понятно, почему панораму нельзя осматривать самостоятельно. Просто смысла нет. На полотне изображен один день из 349 дней обороны города от войск Великобритании, Франции, Турции, Сардинии. В этот день был отбит жестокий штурм Малахова кургана. Чтобы разобраться в каком месте полотна, какой момент штурма изображен, кто герои данной сцены, что они делают и почему, надо быть либо очень большим специалистом, знать все подробности Крымской войны, обороны Севастополя и собственно саму панораму, либо кто-то должен рассказать об этом.

Вот, например, лектор обратил наше внимание на то, как предметный план переходит в живописное полотно. "Видите лошадь с телегой? Телега – часть предметного плана, а вот лошадь уже на полотне". Просто удивительно. Сами бы мы даже внимания не обратили. Предметный план настолько хорошо продуман и сделан так, что не воспринимается отдельно от картины. Возникает эффект присутствия. Панорама написана очень подробно. В литературе я читала, что на ней около 4000 фигур. И все очень четко, правдоподобно, как в окно смотришь. Севастополь выписан подробно. Даже верхушки затопленных в бухте кораблей видны. Низкий поклон гению Ф.А. Рубо и коллективу художников, которые воссоздали полотно после Великой Отечественной войны.

Панорама Оборона Севастополя, генерал Хрулев командует боем

Панорама Оборона Севастополя,
генерал Хрулев командует боем

Панорама Оборона Севастополя, адмирал Нахимов на Малаховом кургане

Панорама Оборона Севастополя,
адмирал Нахимов на Малаховом кургане

Панорама Оборона Севастополя, лошадь с телегой

Панорама Оборона Севастополя,
лошадь с телегой

Мы приобрели альбом с репродукциями эскизов Ф.А. Рубо и каталог уцелевших после бомбардировки музея в Великую Отечественную войну фрагментов оригинального полотна панорамы, которая тогда носила другое название – "Штурм 6 июня 1855 г.".

Есть небольшой стенд, посвященный другим работам Ф.А. Рубо. Бородинскую панораму я тоже видела, но это было в "школьные годы чудесные", и мало, что в памяти осталось. Обязательно посмотрю снова. Еще одна панорама Ф.А. Рубо "Штурм аула Ахулько", к сожалению, утрачена. Об этом нам тоже во время экскурсии рассказали. В экспозиции есть небольшие фото некоторых частей "Штурма аула Ахулько".

После сеанса мы погуляли по Историческому бульвару. Хотелось более подробно посмотреть его памятники и памятные знаки, чем пять лет назад. Довольно долго пробыли мы у артиллерийских двориков. Исторический бульвар располагается над бухтой, очень высоко. В Крымскую войну, если я правильно поняла прочитанное, там находился четвертый бастион, который подвергался непрерывному жестокому огню. Теперь из бетона сделаны копии ивовых корзин, которые наполнялись землей и служили защитой оборонявшимся, установлены пушки времен обороны Севастополя.

Артиллерийский дворик

Артиллерийский дворик

Постояли у памятника Эдуарду Ивановичу Тотлебену. Хороший памятник. Людей – никого вокруг. Как же здорово приезжать в не сезон! Пять лет назад мы были здесь в августе, ситуация складывалась по-другому. Был забавно-печальный случай. Да-да, именно так. Семейство из четырех человек (мама, папа и два сыночка) фотографировались у памятника Э.И. Тотлебену. Для этого привлекли то ли друга, то ли прохожего, неважно. Папа долго суетился, устанавливал своих домочадцев в правильные позы, подбегал к фотографу, объяснял, что и как должно выглядеть, примеривался. Я глядя на эту картину потихоньку начала раздражаться. Объясню почему. Буквально за несколько месяцев до того я читала большую статью об обороне Севастополя в журнале "Вокруг Света". Были там и строки, посвященные Тотлебену, его деятельности во время обороны и значении того, что он сделал для защиты города. Поэтому слишком нелепо выглядела суета "папочки семейства" рядом с памятником знаменитому военному инженеру. Вполголоса я произнесла в пустоту: "Они так пыжатся, а знают ли, кто такой Тотлебен, и почему ему установлен памятник?". Дима тут же спросил громко: "Уважаемые, а что Тотлебен сделал?". Из всего семейства только мамуля попыталась изобразить что-то внятное, но не вышло. Ну и зачем тогда спрашивается? Кстати, то ли нам кто-то рассказал, то ли я где-то прочитала, севастопольцы сильно не любят, когда туристы облепляют памятники, как обезьянки. Не красиво это.

Памятник Э.И. Тотлебену

Памятник Э.И. Тотлебену

С Исторического бульвара мы направились на Графскую пристань. В прошлый раз туда мы дошли пешком, любуясь на бухту, теперь доехали на маршрутке. С Графской пристани отходят прогулочные катера и возят по бухте. Прямо на площади Нахимова нас под "белы рученьки" препроводили на катер. В Севастополе людей на морские прогулки зазывают еще назойливей, чем в Балаклаве. Мы против не были – за этим и приехали. Прогулка на катере мне понравилась. Она длится всего полчаса, но рассказывают интересно, успевают дать много информации за это время. Или нам опять повезло с экскурсоводом? Мы узнали про стоящие в бухте корабли (номера, названия, предназначение), здания над бухтой (очень красиво смотрятся с моря Оборона, Матросский клуб и беседка-ротонда), памятные знаки на берегах и события, связанные с их установкой, портовые сооружения. Увидели (правда, издалека) Константиновский и Михайловский равелины. Под конец мы прошли мимо памятника затопленным кораблям. Про стоящие в бухте корабли Черноморского флота РФ я, мало что запомнила. Совсем не разбираюсь в военной технике. В памяти остался плавучий госпиталь "Енисей", почему-то ремонтный док (тоже плавучий), легендарная "Ангара" (хорошо, экскурсовод обратил на нее внимание) – до Победы она принадлежала кому-то из главарей третьего рейха, перевидала весь зверинец.

Корабли в Севастопольской бухте

Корабли в Севастопольской бухте

Памятник П.С. Нахимову

Памятник П.С. Нахимову

После прогулки по бухте мы прошлись по Приморскому бульвару. Пять лет назад мы тоже были здесь, но недолго. Теперь имели возможность посмотреть бульвар не спеша и подробно. Судя по буклетам и открыткам, памятник затопленным кораблям и драконий мостик – самые популярные достопримечательности. Мы тут не были слишком оригинальными, тоже сфотографировали их на память. "Нашли" памятный знак в честь 220-летия основания Севастополя – гранитную плиту с картой севастопольских бухт, на ней надпись "...устроить крепость большую Севастополь где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение". Встрече очень обрадовались. Когда смотрели фильм о Севастополе, кадры с этой плитой служили иллюстрацией к рассказу об основании города.

А время меж тем было уже далеко послеобеденное, очень хотелось кушать. Решили пообедать в ресторане итальянской кухни "Итальянский дворик", его адрес был в путеводителе. Как и в Балаклаве, едальня со столь славным названием не была обнаружена (не везет что-то с выбором мест общепита), уже порядком уставшие мы "приземлились" туда, куда ноги донесли. Это оказался ресторан украинской кухни "Украинская хата". Но было уже все равно, что итальянский дворик, что украинская хата. Ну, заказали суп, второе, Дима еще и салат, с которым он справился довольно быстро. Салат сомнений не вызывал и был вполне безобидным. А вот суп... Приносят нам по средних размеров тазику, в котором очень вкусное и очень сытное. У меня еще и пампушка была к борщу. После супа есть уже не хотелось. Мамочки... Еще ведь и второе... Из ресторана уползали. Обратно в "Орлиное гнездо". Лежать и расслабляться.

Расслаблялись следующие два дня. На третий поехали в Инкерман. Я понимаю, что Инкерман – это отдельный город и, по-хорошему, отдельная статья. Да и колокольчика для иллюстрации нет, к сожалению. Но Севастополь и Инкерман – они настолько рядом, что по отдельности лично у меня как-то не воспринимаются.

Мне уже давно хотелось посмотреть крепость Каламита, а в Севастополе нам дали листовку с информацией про инкерманский завод марочных вин. Там проводятся экскурсии и дегустация. Это интересно. Я читала, что инкерманские подвалы одни из самых длинных в Европе и там уникальный микроклимат, который позволяет делать отличные вина. Инкерманские вина мы очень уважаем и в последнее время покупаем только их на все семейные торжества и в подарок.

Каламита

Каламита

Первоначально была идея добраться в Инкерман на рейсовом катере от Севастополя. Но нам отсоветовали знающие люди. Расписание очень неудобное. То ли два, то ли три рейса в день, и пристань вся разбитая и обветшавшая. Поэтому вид транспорта до Инкермана мы переиграли, поехали на маршрутке, как обычно с пересадкой на автостанции "5-й километр".

В Инкермане посетили Свято-Климентовский монастырь. Он был и остается довольно известным монастырем, не только на территории Крыма. Прямо рядом проходит железная дорога, по которой поезда и приезжают в Севастополь. Из окна поезда монастырь хорошо просматривается, причем сначала совсем близко, а потом чуть издалека, когда поезд делает крюк, огибая бухту. Вот так "проездом" мы монастырь уже видели, а внутри никогда до сих пор не были. Сейчас в монастыре три действующих храма – Троицы Живоначальной (1867), Пантелеимона (1894) и Климента, Папы Римского (дата постройки не известна). Этот храм вырублен в скале.

Свято-Климентовский монастырь

Свято-Климентовский монастырь

После монастыря мы забрались на гору, к крепости Каламита. Снизу вверх кажется, что от крепости остались две башни. Но если подняться на вершину, то становится понятно, что крепость немаленькая. Сохранились не только башни, но и остатки стен, фундаменты сооружений. Стен, судя по всему, было две – внутренняя и внешняя. Башни, несмотря на руинированное состояние, производят впечатление очень мощных укреплений. Все серьезно. Крепость была основана в VI веке, в XIV – XV веках входила в состав княжества Феодоро, а в XV веке была захвачена и разграблена турками. От турок крепость и получила название Инкерман – пещерный город. Я сфотографировала все, что только смогла, даже дорогу к Каламите, но еще предстоит разобраться в ее оборонительных укреплениях.

Сверху открывается живописный вид на противоположную гору, тоже изрытую пещерами, на Севастопольскую бухту и впадающую в нее реку Черную. И совсем не живописный вид на карьеры, где добывают белый инкерманский камень. Камень хороший, из него построены дома в центре Севастополя. Свойство это камня таково, что он не выносит большого давления, дома из него не могут иметь много этажей, поэтому весть центр Севастополя трехэтажный. Один из карьеров затоплен водой, это теперь небольшое озеро с голубоватой водой. Не знаю можно ли в нем купаться. По крайней мере, мы ни кого не видели. Один из берегов озера пологий и ступенчатый, другие два – отвесные, а четвертый просто плоский.

А теперь на завод марочных вин. На маршрутке доехали до центра города. Центр застроен небольшими двухэтажными домами, очень много зелени. Мне понравился платановый парк. На память я подобрала себе пожелтевший листочек. Многоэтажек я не видела.

Добрались до завода. Как-то па-а-а-дазрительно тихо вокруг. Душа чует, происходит что-то нехорошее. Нехорошее реализовалось в виде листочка формата А4 на дверях запертого фирменного магазина. Листочек гласил, что именно сегодня магазин закрыт (а вообще-то понедельник), ждем Вас завтра и с такого-то по такое-то время. За стеклянными дверями проходной скучали охранники. Еще теплилась надежда, что завод работает, и возможно у нас будет экскурсия. Но нет. Завод тоже отдыхал, хотя выходного не было. Накануне проводилась какая-то мега-ярмарка-продажа в Балаклаве. Может быть, поэтому. Приходите завтра. Конечно же, из-за одного только завода мы в Инкерман не поедем. Раздосадованные мы побрели к остановке. Решили доехать до Севастополя.

В маршрутку мы не влезли. Люди там свисали гроздьями из дверей, кажется, водителю так и не удалось эти несчастные двери закрыть. Дошли до местной автостанции, пригорюнившись, сели на лавочку ждать следующей "лошади". Судя по интервалу движения, ждать предполагалось долго. Однако нет. Подъехала маршрутка Бахчисарай – Севастополь. Нам же все равно, какой "лошадью" добираться. Мы быстренько в эту полупустую маршрутку упаковались и поехали. Через какое-то время я начала беспокоиться, маршрутка свернула куда-то в незнакомые края. "Дима, я не хочу тебя расстраивать, но мы не спросили у водителя, в какую сторону он едет. К Севастополю, или от него?". Наверное, здорово будет доехать еще и до Бахчисарая, учитывая, что два дня назад в Севастополе мы проехали нужную остановку. А когда ехали обратно на Фиолент, проехали 5-й километр, и водитель завез нас в такую глушь. Так не поступают, его по-хорошему просили объявить 5-й километр. Потом всегда ездили с навигатором в руках. Удобная штука.

Отвлеклась немного. Оказалось, все нормально. Ехали в нужную сторону, в лучшем виде добрались до автовокзала, там пересели на троллейбус до площади Нахимова. Билет на экскурсию в обсерваторию мы взяли. Пообедали опять в "Украинской хате". На этот раз были умнее. Еды набрали меньше, чем в прошлый раз. Еще немного погуляли по набережной. Дошли до Артбухты, где была пришвартована красавица "Принцесса Днепра". Кстати, из Артбухты открывается хороший вид на Дворец детства и юношества. Вернулись на площадь Нахимова, оттуда поднялись по ступенькам к памятнику Александру Ивановичу Казарскому. Этот памятник мне очень нравится, он сделан в виде греческого корабля. Правильная на памятнике надпись: "Потомству в пример".

Памятник А.И. Казарскому

Памятник А.И. Казарскому

И крайний раз в Севастополе за время отпуска, поневоле, можно сказать. С утра мы отправились в Балаклаву, хотели попасть на морскую прогулку с красивым названием "Затерянный мир", это по направлению к мысу Айя. Но из-за шторма к мысу Айя прогулочные катера не ходили, прогулка не состоялась.

До вечера оставалось еще много времени. Я предложила Диме съездить в Севастополь на Малахов курган. Туда мы планировали попасть в день отъезда, оставив вещи в камере хранения на вокзале. Но погода заметно портилась, да и прогнозы были какие-то безрадостные. Кто его знает, что будет дальше. Вот как дождь польет стеной, какой там Малахов курган.

Доехали, как обычно, с пересадкой на 5-м километре. За помпезными воротами и вывеской "Мемориал Малахов курган" разместился великолепный парк с клумбами, украшенными самшитом, хвойниками, каштанами. Листья с каштанов уже почти опали. Осень все же. Мы шли по аллее, то тут, то там встречались памятные знаки, посвященные Первой и Второй оборонам Севастополя. В оборонительной башне Малахова кургана посмотрели небольшую экспозицию. Она меня разочаровала. Такое знаковое место. Ключевая точка обороны в Крымскую войну. После сдачи Малахова кургана война была проиграна. А здесь... Несколько копий (!) с портретов адмиралов. Немного бытовых вещей (всего одна витрина), пара копий с картин русский художников... Неужели нельзя было что-то посущественней придумать на Малаховом кургане? После музея дошли до памятника адмиралу В.А. Корнилову. Памятник установлен на месте смертельного ранения адмирала. Затем по аллеям отправились к выходу и уехали обратно на Фиолент.

Памятник В.А. Корнилову

Памятник В.А. Корнилову

Я не знаю, специально ли, или подсознательно, но получается так, что мы почти в каждой поездке оставляем что-то недосмотренным. За кадром, например, остались Сапун-гора, Владимирский собор и много еще чего, если призадуматься. Не думаю, что это плохо. Есть повод вернуться. Очень, очень надеюсь увидеть этот город еще раз.

Колокольчик

Коллекция Ю.Чуриловой

Анна Баранова

Фото-фрагменты полотна панорамы "Оборона Севастополя" сделаны Дмитрием Барановым

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи». На выставке были представлены колокольчики с изображением символики и достопримечательностей городов и других уголков России, фотографии и впечатления о путешествиях.
Подробнее