Россия в колокольчиках

Мост через Волгу в Ульяновске

На колокольчике изображен Старый мост через Волгу в Ульяновске, построенный по проекту Белелюбского Николая Аполлоновича, знаменитого русского инженера и ученого в области строительной механики и мостостроения. Вид со Старого Венца – вершины правого берега Волги.

Колокольчик

Колокольчик. Вид Волги со Старого Венца
Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Колокольчик. Автор Галина Елисеева
Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Колокольчик. Бывш. Симбирск. Автор Галина Елисеева
Коллекция А. Худилайнен

Мост был открыт 5 октября 1916 года. Его называют Старым относительно второго моста, Нового, открытого в 2009-м году. Старый и Новый мосты соединяют два берега Волги.

Ульяновский летописец Иван Михайлович Якушин так описал открытие моста: «...блестящая, в золоте, орденах и лентах колонна в числе 300 человек во главе с епископом Назарием, плотно подзакусив в Троицкой гостинице, нарядившись в шубы, плащи и консервы (очки), тихо, величественно тронулась с флагами, хоругвями и крестами на аркаду... Там в сооружённом павильоне, отмочалив крестный молебен с провозглашением многолетия Царственному дому и К., кортеж полез в вагоны, и поезд пошёл к мосту, где я крепко держал от ревущей бури зелёную ленточку с золотой надписью. У портала я флагом остановил поезд, из вагона вышел епископ, щедро оплескав всех кругом (и надо сказать, в этом он был прямо гений), а начальник, губернатор и председатель Правительства, вместе с Белелюбским заклепали 3 традиционные серебряные заклёпки в холодном виде в специально оставленном для этого случае месте...»

Ульяновск

Венец зимой. Вид на Старый мост. Фото А. Худилайнен

Ульяновск

Летний вид на Старый мост. Фото А. Худилайнен

История старого моста, как и его основателя весьма интересна. В начале строительства мост был назван «Императорским его величества Николая II». После революции 1917 г. был переименован в мост «Свободы». Другие названия: Симбирский, Ульяновский.

Строительство началось в 1913 году, но из-за двух происшествий процесс затянулся. Сначала, 7 июля 1914 г. произошел пожар, принесший ущерб в 2 миллиона рублей. Повреждены две фермы, третья обвалилась. Вторым происшествием явился оползень Симбирской горы в конце мая 1915 г.

Пролетные строения моста имеют длину 160 м каждое, а общая длина моста составляет около 3,5 км. На строительство затрачено более 15 млн. рублей.

Кстати, Старый мост входит в список самых длинных мостов России, хоть он и находится на 11 месте. Зато его сосед, Новый мост занимает второе по длине место (около 13 км), уступая лишь на 1 км мосту через Каму у села Сорочьи горы республики Татарстан. В список входят мосты, чья длина превышает 2000 м.

Старый мост пережил не одну реконструкцию. Сначала в течение 1953-1958 гг. были расширены и приподняты опоры моста на 2,5 – 8 метров. Причиной послужило образование самого крупного на Волге Куйбышевского водохранилища. Были сооружены трапециевидные пролетные строения нового автогужевого моста. Что примечательно, вся реконструкция производилась без прекращения движения железнодорожного транспорта.

Белелюбский Николай Аполлонович – выдающийся русский инженер-мостостроитель. Родился в 1845 г. в Харькове. 1867 г. – окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. 1873 г. – профессор этого института.
В течение нескольких десятилетий возглавлял развитие мостостроения в России. Он построил в России около ста мостов.

Белелюбский Николай Аполлонович

Симбирская переправа, мост Свободы, стал последней и самой знаменитой его работой. По проектам Николая Аполлоновича построены железнодорожные мосты через Волгу, Днепр, Обь и др.
Белелюбский разработал способ быстрой замены деревянных конструкций мостов металлическими без перерыва движения.
Николай Аполлонович занимался не только мостостроением, но и являлся автором многих научных трудов, а также обладателем почетных званий и наград.
Скончался в 1922 году в Петербурге.

Затем в 2003-2008 гг. был проведен капитальный ремонт моста. Были заменены пролетные строения, сооружена железобетонная конструкция для усиления.

Старый мост является частью Куйбышевской железной дороги и продолжает одну из крупнейших железнодорожных магистралей страны.

C мостом связана и печальная история. Катастрофа комфортабельного теплохода «Александр Суворов» 5 июня 1983 года. Причиной катастрофы послужила халатность рулевого и штурмана. Они направили теплоход в более низкий пролет моста, в шестой вместо третьего, на котором были установлены сигнальные огни. В результате произошло столкновение теплохода с мостом. Погибло более 170 человек.

Материал подготовили:
Анна Горбунова
Ольга Попова

Источники:
Литературно-краеведческий журнал «Мономах»
«Железнодорожное дело» semaphore.ru
Сайт ГУ МЧС России по Ульяновской области 73.mchs.gov.ru
БСЭ, Википедия

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи». На выставке были представлены колокольчики с изображением символики и достопримечательностей городов и других уголков России, фотографии и впечатления о путешествиях.
Подробнее