Россия в колокольчиках

Мост через Волгу в Ульяновске

На колокольчике изображен Старый мост через Волгу в Ульяновске, построенный по проекту Белелюбского Николая Аполлоновича, знаменитого русского инженера и ученого в области строительной механики и мостостроения. Вид со Старого Венца – вершины правого берега Волги.

Колокольчик

Вид Волги со Старого Венца Коллекция О.Поповой

Колокольчик

Автор Галина Елисеева Коллекция О.Поповой

Колокольчик

Бывш. Симбирск. Автор Галина Елисеева. Коллекция А.Худилайнен

Мост был открыт 5 октября 1916 года. Его называют Старым относительно второго моста, Нового, открытого в 2009-м году. Старый и Новый мосты соединяют два берега Волги.

Ульяновский летописец Иван Михайлович Якушин так описал открытие моста: "...блестящая, в золоте, орденах и лентах колонна в числе 300 человек во главе с епископом Назарием, плотно подзакусив в Троицкой гостинице, нарядившись в шубы, плащи и консервы (очки), тихо, величественно тронулась с флагами, хоругвями и крестами на аркаду... Там в сооружённом павильоне, отмочалив крестный молебен с провозглашением многолетия Царственному дому и К., кортеж полез в вагоны, и поезд пошёл к мосту, где я крепко держал от ревущей бури зелёную ленточку с золотой надписью. У портала я флагом остановил поезд, из вагона вышел епископ, щедро оплескав всех кругом (и надо сказать, в этом он был прямо гений), а начальник, губернатор и председатель Правительства, вместе с Белелюбским заклепали 3 традиционные серебряные заклёпки в холодном виде в специально оставленном для этого случае месте..."

Ульяновск

Венец зимой. Вид на Старый мост. Фото А. Худилайнен

Ульяновск

Летний вид на Старый мост. Фото А. Худилайнен

История старого моста, как и его основателя весьма интересна. В начале строительства мост был назван "Императорским его величества Николая II". После революции 1917 г. был переименован в мост "Свободы". Другие названия: Симбирский, Ульяновский.

Строительство началось в 1913 году, но из-за двух происшествий процесс затянулся. Сначала, 7 июля 1914 г. произошел пожар, принесший ущерб в 2 миллиона рублей. Повреждены две фермы, третья обвалилась. Вторым происшествием явился оползень Симбирской горы в конце мая 1915 г.

Пролетные строения моста имеют длину 160 м каждое, а общая длина моста составляет около 3,5 км. На строительство затрачено более 15 млн. рублей.

Кстати, Старый мост входит в список самых длинных мостов России, хоть он и находится на 11 месте. Зато его сосед, Новый мост занимает второе по длине место (около 13 км), уступая лишь на 1 км мосту через Каму у села Сорочьи горы республики Татарстан. В список входят мосты, чья длина превышает 2000 м.

Старый мост пережил не одну реконструкцию. Сначала в течение 1953-1958 гг. были расширены и приподняты опоры моста на 2,5 – 8 метров. Причиной послужило образование самого крупного на Волге Куйбышевского водохранилища. Были сооружены трапециевидные пролетные строения нового автогужевого моста. Что примечательно, вся реконструкция производилась без прекращения движения железнодорожного транспорта.

Белелюбский Николай Аполлонович – выдающийся русский инженер-мостостроитель. Родился в 1845 г. в Харькове. 1867 г. – окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. 1873 г. – профессор этого института.
В течение нескольких десятилетий возглавлял развитие мостостроения в России. Он построил в России около ста мостов.

Белелюбский Николай Аполлонович

Симбирская переправа, мост Свободы, стал последней и самой знаменитой его работой. По проектам Николая Аполлоновича построены железнодорожные мосты через Волгу, Днепр, Обь и др.
Белелюбский разработал способ быстрой замены деревянных конструкций мостов металлическими без перерыва движения.
Николай Аполлонович занимался не только мостостроением, но и являлся автором многих научных трудов, а также обладателем почетных званий и наград.
Скончался в 1922 году в Петербурге.

Затем в 2003-2008 гг. был проведен капитальный ремонт моста. Были заменены пролетные строения, сооружена железобетонная конструкция для усиления.

Старый мост является частью Куйбышевской железной дороги и продолжает одну из крупнейших железнодорожных магистралей страны.

C мостом связана и печальная история. Катастрофа комфортабельного теплохода "Александр Суворов" 5 июня 1983 года. Причиной катастрофы послужила халатность рулевого и штурмана. Они направили теплоход в более низкий пролет моста, в шестой вместо третьего, на котором были установлены сигнальные огни. В результате произошло столкновение теплохода с мостом. Погибло более 170 человек.

Материал подготовили:
Анна Горбунова
Ольга Попова

Источники:
Литературно-краеведческий журнал "Мономах"
"Железнодорожное дело" semaphore.ru
Сайт ГУ МЧС России по Ульяновской области 73.mchs.gov.ru
БСЭ, Википедия

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи». На выставке были представлены колокольчики с изображением символики и достопримечательностей городов и других уголков России, фотографии и впечатления о путешествиях.
Подробнее