Россия в колокольчиках

Вологда

Вологда – маленький зеленый город, машин почти нет, тихо, народу на улицах тоже почти никого. Прошлись по берегу одноименной реки, посмотрели памятник 800-летия Вологде, он установлен в 1947 году. Вологда – ровесница Москве. Правда, памятник, ничего особенного из себя не представляет. Зато от него открывается прекрасный вид на главный архитектурный ансамбль города, Кремль, и одновременно церковь на противоположном берегу. А вот вид на тот же Кремль с другой стороны, со входа, и сами кремлевские постройки как-то меня не особенно поразили. Софийский собор тоже не тронул, он просто огромный, роспись хорошо сохранилась, но вот что-то я не прониклась. Он не изящный снаружи, а какая-то тяжелая громада. Исакий в Питере тоже громада, но изящная. А тут нет.

Вологда
Вологодский кремль

Мы посмотрели все выставки, кроме икон. В сувенирном магазине я купила свистульку и этим убила сразу двух зайцев. Объясняю. Свистулька сделана в форме колокольчика, которые, как известно, я привожу из наших поездок, а второй "заяц" то, что свистулька – типично вологодская игрушка, тамошний народный промысел. Я очень довольна. Второй покупкой явилось вологодское кружево. Было бы странным не привезти его из места, этим собственно и знаменитым. Я купила кружево, сплетенное в форме православного креста, небольшого такого.

Как мне понравилась картинная галерея! Уж тоже с такой любовью и, кстати, так профессионально устроена экспозиция, картинами таких замечательных художников музей обладает, что я просто с великим удовольствием осмотрела всё. Там вам пожалуйста и Айвазовский, и Перов, и Верещагин, и Врубель, и Поленов, ну, какая красота. И в этом же доме, где располагается галерея, жил Варлам Шаламов. В одном из углов устроена выставка, ему посвященная, причем место оформлено в виде тюремной камеры с дверью-решеткой, всё в черных тонах. Очень сильное впечатление, причем такое тяжелое, чего и надо было добиться создателям.

Колокольчик

Коллекция А.Салкуцан

Колокольчик

Коллекция А.Салкуцан

Колокольчик

Коллекция А.Салкуцан

В городе я с удовольствием поснимала деревянные дома и домишки. Как будет жаль, если их когда-нибудь снесут и всё исчезнет. Вся прелесть города в деревянной резьбе этих домов. Причем, некоторые из них двухэтажные, и оба этажа при этом сделаны из дерева, а не так, как обычно делали в прошлом веке, низ – каменный, а верх - деревянный. Один домик уж таким очаровательным мне показался, что я крутилась около него, крутилась, как бы получше заснять, дурацкий столб сбоку мешал. И оказалось, что не зря домик меня привлек, ибо в нем расположен филиал историко-краеведческого музея. Конечно, мы туда зашли. Господи, хорошо-то как! Как хорошо, что это всё хранится и вроде сохраняется, что всё можно увидеть и очароваться, и улететь в другую эпоху, что работают эти бабушки, да иногда и не бабушки вовсе за гроши. Нет, это, конечно, не хорошо: работать почти за так. Поэтому ты просто переполнен чувством благодарности, что они делают это, что кто-то вообще делает это сейчас, при нынешней жизни. Поэтому ты переполнен удивлением, осознают ли они, что как хорошо, что они делают это, как это нужно, важно и правильно, что они тут работают и смотрят сокровища этих местных провинциальных музеев, что закройся они, это будет не только материальная потеря, будет порушена связь времен, произойдет духовная потеря, а это невосполнимо.

Колокольчик

Церкви Вологды. Коллекция Л.Францек

Колокольчик

Вологодские избушки. Коллекция Л.Францек

Сзади многих деревянных домов – огороды, некоторые как-то и не особо огорожены. Если такой дом расположен в глубине улицы, то тротуар туда не ведет, тротуар только вдоль улицы, а в сторону уже идут дорожки и тропинки, они даже не мощеные. Совсем как в деревне. Достаточно много церквей сохранилось, не столько, конечно, как до революции, но всё же. Причем, сохранились неплохо, внешне, по крайней мере. Кто знает, как там внутри, потому что многие закрыты, а многие используются давно и совсем не по назначению, кресты с их куполов сняты, а территорию одной из них, например, занимает какое-то автохозяйство. Первый раз увидела необычную форму верхушки, она представляет собой шпиль, эдакий готический элемент, что глаз сразу отмечает. Интересно. А у других церквей кресты на куполах как кружева, тоже сразу заметно. Всё сфотографировала.

Сожалею о нескольких вещах. Что оказалась закрытой музей-квартира поэта Батюшкова и что мы не смогли съездить в другой конец города, чтобы посмотреть дом-музей Петра I и "Музей дипломатического корпуса". Петр три раза был в Вологде. А в доме, где сейчас "Музей дипкорпуса", в 1918 году располагалось американское посольство. Поскольку я в этот музей не попала, больше ничего не знаю, но думаю, что произошло это, когда столица переселялась из Петербурга в Москву, и посольство переезжало. Может, я и ошибаюсь. Во всяком случае, Арту, конечно, было бы интересно посмотреть.

Четыре года спустя...

В самой Вологде мы тоже увидели изменения. В гостинице появился сувенирный магазин, банкомат. На завтрак нам был предложен вполне сытный "шведский стол". У набережной у Кремля устроили причал, и оттуда мы сели на теплоход и проплыли до еще одного места, ранее нами не виданного. Это Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Он нам так понравился, что несколько часов спустя мы приехали сюда на машине. В монастыре правила строгие, фотографировать не разрешается нигде. Поэтому могилу поэта Константина Батюшкова я снимала тайно.

Лариса Францек, 1999 и 2003 годы
Фото автора

Вологодское кружево

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи». На выставке были представлены колокольчики с изображением символики и достопримечательностей городов и других уголков России, фотографии и впечатления о путешествиях.
Подробнее