Россия в колокольчиках

Ярославль - Тутаев

В Ярославле мы были один разок проездом. Дело было зимой, в декабре, когда мы путешествовали по некоторым городам Золотого кольца на католическое рождество. Солнце уже клонилось к закату, когда мы приехали в Ярославль, посмотрели мы тогда в центре города одну только церковь Ильи Пророка, да и то только снаружи, и прошлись чуть-чуть по набережной Волги. Поэтому, конечно, мы решили посмотреть город не на бегу, а хорошенько. Лето для этого – самое подходящее время. Гостиница наша очень удобно располагалась на набережной реки Которосль, которая (река) впадает в Волгу, а Которосльная набережная плавно переходит в Волжскую. Все главные достопримечательности собственно на этих набережных и в ближайшей их досягаемости и расположены. В Спасо-Преображенском монастыре мы оказались среди огромной толпы разноязыких туристов, в основном, бабушек и дедушек. Видимо, они совершают круиз по Волге. В монастырском храме прекрасно сохранились фрески. Как обычно, мы забирались на колокольню и обозревали замечательную панораму и города, и волжских далей. Меня очень удивило обилие сувенирных киосков на территории монастыря, а главное, то, что они ломились от сувениров. Причем, не абстрактных a la Rus, а конкретно ярославских. Особенно же меня потрясло изобилие колокольчиков: и деревянных, и металлических, и берестяных, и керамических, и глиняных. Колокольчики разнообразнейших форм и размеров, с видами города и церквей, в виде фигурок животных, с ярославским медведем. Каких там только нет! Выбор огромный! Я и купила целых четыре штуки, а можно было хоть сто сорок четыре.

Колокольчик

Герб Ярославля - медведь с секирой Коллекция Д.Боганова

Коллекция Н.Федотовой

Коллекция А.Барановой

Колокольчик

Церковь Илии Пророка в Ярославле

Набережная Волги в Ярославле

Очень нам понравился музей икон, собрание их просто замечательное. Церковь Ильи Пророка, что в рождественское путешествие мы видели только снаружи, теперь посмотрели и внутри. Она считается музеем, и вход в нее платный. Но посмотреть интерьеры того стоит. Фрески прекрасно сохранились, яркие, красивые, иконостас тоже богатейший, чем-то напомнил нам иконостас Ипатьевского монастыря в Костроме. И, конечно, мы не пропустили знаменитые ярославские изразцы. Я не удержалась и сфотографировала парочку, хоть Арт и уверял меня, что они подновленные.

В Художественном музее я, не подходя близко к картинам и не прочитав фамилию художника, безошибочно узнала Сурикова, Перова и Саврасова, хотя раньше этих картин не видела. Осталась очень довольна собой.

В первый день, не изменяя нашим с Артом традициям, мы поехали в городок Тутаев. Катер на подводных крыльях доставил нас туда меньше, чем за час. Еще на катере я заметила не нашего вида человека. Он с двумя сопровождающими вышел вместе с нами, и, когда народ на пристани разошелся, мы и познакомились. Точнее, Арт знакомился с ним. Американец оказался аж из Техаса. А сам миссионер. Я не люблю этих христианских миссионеров, они странные. Оба, и Арт, и техасец, сошлись во мнении, что Тутаев – ну, удивительное место в России для встречи двух американцев. Да уж.

Тутаев

Домик в Тутаеве

А городок - coвершенно очаровательное место. Напоминает Плес. После Гражданской войны ему дали новое имя – Тутаев, по фамилии героя красноармейца. А 700 лет до того он назывался Романов-Борисоглебск. Стоит Тутаев на обоих берегах Волги, которая здесь совсем не широкая. Людей перевозит туда-сюда или паром, или два паренька на моторных лодках. Сколько стоит паром, не выясняли, а чтобы пересечь Волгу на моторке в один конец, надо раскошелиться на пять рублей. Паром ходит каждые полчаса, а пареньки перевозят людей по мере их надобности. Еще видели, как причаливал другой паром. Он перевез тутаевцев, которые предпочитают передвигаться на своих машинах. Вот вместе с машинами они и были доставлены. Как организована связь двух частей города в зимнее время, или пока лед не окреп, я не совсем ясно себе представляю.

Тутаев – городок тишайший и живописнейший. На одном берегу насчитали пять церквей, побывали рядом с двумя из них. С Волги они более жизнерадостны, чем оказываются вблизи. Все они закрыты, и внутри разгром и запустение. Только один храм в Тутаеве действует – Воскресения. Когда мы добрались до него, там шла служба, и у меня сложилось впечатление, что большая часть тутаевцев, и стар, и млад, находятся именно там. Храм великолепен. Мы с Артом были единственными, кто не внимал батюшке, а, задрав головы, рассматривали фрески. Как уж вот они так хорошо сохранились – и не знаю. Но, даже если бы этот храм оказался единственным, что мы увидели, всё равно сюда стоило ехать.

Лариса Францек, лето 2002
Фото автора

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи». На выставке были представлены колокольчики с изображением символики и достопримечательностей городов и других уголков России, фотографии и впечатления о путешествиях.