Легенды и мифы в колокольчиках



Орфей

Орфей – в древнегреческой мифологии певец и музыкант. Сын фракийского речного бога Эагра (вариант: Аполлона) и музы Каллиопы, муж нимфы Эвридики. Родился за 11 поколений до Троянской войны.

Аполлоном ему была подарена золотая лира, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы. Он участвовал в походе аргонавтов за золотым руном, своей игрой на форминге и молитвами усмирял волны и помогал гребцам корабля «Арго». После смерти жены он спустился за ней в подземное царство. Аид, бог подземного царства и царства мертвых и его пес Цербер были покорены игрой Орфея. Аид обещал Орфею вернуть Эвридику на землю, если он исполнит его просьбу – не взглянет на свою жену прежде, чем войдет в свой дом. Счастливый Орфей возвращается с женой, но нарушает запрет, обернувшись к ней, и она тут же исчезает в царстве смерти.

Аполлон

Аполлон. Галерея Альбертина, Вена. Фото В. Леонова, 2013 г.

Колокольчик

Колокольчик. Коллекция Л. Францек

По одному из древнегреческих мифов, после смерти Орфей был помещён на небо в образе Лебедя, недалеко от Лиры (интересно, что с английского языка слово Orpheus в качестве имени собственного из греческой мифологии переводится как Орфей, а из астрономии – Лебедь. Имеется в виду созвездие, конечно).

С именем Орфея связывают многие сочинения и в том числе так называемые «орфические теогонии» – оригинальные версии родословия богов. Носителями и хранителями «орфических теогоний» стали орфики, последователи религиозного учения, основателем которого также считается Орфей.

В основе орфизма лежит тайный, закрытый культ бога Диониса, значительно отличающийся и даже противостоящий олимпийской религии, в том числе и традиционному пониманию роли олимпийского Диониса.

Сегодня нам мало известно о сути орфического культа, ибо история сохранила слишком немного сведений об орфиках, к тому же эти сведения противоречат друг другу.

С учением орфиков связана и еще одна важная идея – идея переселения душ. В представлениях орфиков, душа человеческая имела божественное начало и оказалась в теле по причине изначального греха.

Орфизм оказал огромное влияние на всю древнегреческую и вообще европейскую философскую мысль. Элементы орфизма прослеживаются во взглядах Пифагора, Гераклита, Эмпедокла, Платона, а также и в более поздних философских и религиозных учениях.

В античном искусстве Орфей изображался безбородым, в лёгкой хламиде; Орфей-фракиец – в высоких кожаных сапогах, с 4 в. до н.э. известны изображения Орфея в хитоне и фригийском колпаке.

В раннехристианском искусстве мифологический образ Орфея связан с иконографией «доброго пастыря» (Орфей отождествляется с Христом). В 15-19 вв. различные сюжеты мифа использовали Дж. Беллини, Ф. Косса, Б. Кардуччи, Дж.В. Тьеполо, П.П. Рубене, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Роден и др.

В европейской литературе 20-40-х годов XX века тему «Орфей и Эвридика» разрабатывали Р.M. Рильке, Ж. Ануй, И. Голь и др. Французский писатель, художник, театральный деятель Жан Кокто пишет пьесу «Орфей» (1928). В 1949 году Кокто ее экранизирует.

В русской поэзии XX века мотивы мифа об Орфее нашли отражение в творчестве О. Мандельштама, М. Цветаевой.

Опера К.В. Глюка «Орфей и Эвридика» (1762), оперетта Ж. Оффенбаха «Орфей в аду» (1858).

Приз, вручаемый победителям российской телевизионной премии «ТЭФИ», – статуэтка Орфея работы скульптора Эрнста Неизвестного.

Чтобы узнать, кто же всё-таки изображен на моем колокольчике, мне пришлось идти за консультацией в Музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина. Я с живейшим интересом прослушала лекцию и затем показала лектору этот колокольчик. Так что он является теперь необыкновенным в своем роде. Ведь для выяснения истины потребовались особые усилия.

Материал подготовила Лариса Францек

Источники: wikipedia.org, greekroman.ru, portal-slovo.ru