Легенды и мифы в колокольчиках



Собор в Шартре

Шартрский собор, посвященный деве Марии, - памятник готической архитектуры и христианской культуры средневековья. Строительство храма, который украшает город Шартр, что в 83 км от Парижа, было начато в 1194 году на месте старого здания. Правда, огонь пощадил крипту и западный фасад, которые можно было сохранить, но они не пользовались особым почетом и не считались общезначимыми "святынями". К концу XII века все чаще предпочитали строить совершенно новое здание и уже не старались сохранить как можно больше элементов прежнего. Эта тенденция становится очевидной при анализе преданий и легенд, возникавших в связи с разрушительным пожаром в Шартре и с реконструкцией, которую тот за собой повлек.

Поначалу пожар воспринимали как катастрофу, ибо думали, что вместе с храмом погибли и священные реликвии Богоматери. Но когда реликвии обнаружили в целости и сохранности, отношение к пожару резко изменилось: его истолковали как знамение, посредством которого Дева Мария выразила пожелание, чтобы ей возвели новый храм, прекраснее прежнего.

Памятуя о том, с какой осторожностью полувеком ранее подходили к реконструкции монастырской церкви и как глубоко почитали старые камни, из которых были сложены ее стены, можно лишь еще раз поразится тому, что в Шартре Богоматерь, по общему мнению, сама разрушила посвященный ей храм.

Суть новаторства, проявленного зодчими в Шартре, заключается в том, что возведенный ими храм стал не только самым большим из готических соборовтого времени, но и самым величественным во всем, вплоть до мельчайших деталей.

Собор настолько полон "архитектурными цитатами", что его можно назвать синтезом всех основных старых типов готических сооружений.Он заимствовал детали архитектуры собора Нотр-Дам-де Пари, церкви Сен-Дени, миланского собора.

Этот монументальный собор продолжает оставаться загадкой. По сути, он один сплошной секрет, уравнение со многими неизвестными, только не записанное на бумаге, а воплощенное в камне и витражах. Спустя 800 лет после того, как собор был построен, его красота по-прежнему ошеломляет. Христиане продолжают проводить в нем богослужения, а архитекторы и историки посещают собор в попытке разгадать его тайну.

Колокольчик

Коллекция Л.Францек

Место, на котором стоит собор, утоляло духовные потребности людей задолго до его появления. Доисторические строители возвели в Шартре дольмен (сооружение из двух-трех прочных необтесанных камней с уложенной поверх них "крышей" из огромного плоского валуна). Считалось, что каждый входящий внутрь дольмена обретает новую жизнь благодаря природным силам Земли. Со временем это место, куда входил также колодец и возведенный неподалеку могильник, стало почитаться священным.

Позже, но все еще в дохристианские времена, друиды открыли в Шартре школу, где передавали свой опыт. Будто бы после снизошедшего на них пророчества жрецы вырезали из дерева статую девушки с младенцем, которую назвали Дева под землей. Христиане обнаружили эту статую, почерневшую от времени, в III веке и с тех пор стали поклоняться ей как Черной деве. Именно на этой священной земле была выстроена первая из церквей в честь Девы Марии.

Витражи собора

Витражи собора

Шартрский собор

Шартрский собор

Один из входов

Один из входов

Согласно легенде, передовые познания в архитектуре, необходимые для возведения подобного сооружения в средневековье, принесли с Востока первые рыцари-тамплиеры. Девять французских рыцарей отправились на поиски "таинств", хранящихся, согласно поверью, в святилище под руинами храма Соломона в Иерусалиме. Когда в 1128 году они вернулись, во Франции распространился слух, будто они нашли Заветный ларец - ящик, в котором якобы хранились тайны Божественного закона, управляющего числами, весами и мерами, включая так называемое "золотое число" - 1,618.

Пропорция 1:1,618 - "золотое сечение", или "золотая середина", считалась в эпоху Ренессанса и более позднее время идеальной для эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры.

Возвращение рыцарей совпало с появлением в Европе первых образцов готической архитектуры, и шесть лет спустя было начато строительство первого собора в Шартре.

30 лет понадобилось каменщикам, стекольщикам, скульпторам, геометрам, астрономам и другим мастерам, чтобы возвести огромный храм.

"Святое сердце" собора находится в пролете между второй и третьей колоннами хоров. Именно там изначально располагался алтарь. В 37 м ниже плещутся воды колодца друидов. Точно на таком же расстоянии над "святым сердцем" находится верхняя точка готического свода.

Никто не знает, была ли задумана эта симметрия или она случайна, но созерцание этого чуда оставляет глубокое впечатление. Говорят, что собор обладает властью преображать людей, возвышать их дух. Интерьер собора воздействует на человека даже физически: он распрямляется, словно готовясь принять идущую снизу таинственную энергию Земли и нисходящую свыше божественную благодать.

С 876 года в соборе хранится драгоценная реликвия, "Покров Богоматери". Существует легенда о том, что этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа.

Материал подготовила Лариса Францек

Источники: BceTYT.ru, architecture.gothic.com.ua, old.rspu.ryazan.ru