Легенды и мифы в колокольчиках



Печаль, навеянная полотном Уотерхауса, а также легенда и быль о Святой Евлалии

Колокольчик из Барселоны, привезенный друзьями, выставка Уотерхауса в Монреале, где неизгладимое впечатление оставило полотно "Смерть Святой Евлалии", как известно, покровительницы этого испанского города, и печальная история русской актрисы Евлалии Кадминой, уроженки Калуги, - все переплетается у меня, когда я смотрю на барселонский колокольчик.

Ирина Лапина

Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse) - один из самых популярных в настоящее время и дорогостоящих художников Великобритании: его картина "St. Cecilia" в июне 2006 года на аукционе "Кристи" (Christie’s) продана за 6 млн фунтов стерлингов.

Уотерхауса часто относят к прерафаэлитам, хотя формально он не принадлежит к этому течению. Возникшее во второй половине XIX века направление в английской поэзии и живописи, названное прерафаэлиты, означало духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками "до Рафаэля" и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Разделяя интерес прерафаэлитов к поэтическим и мифологическим сюжетам, Уотерхаус написал более 200 полотен в этом стиле, предав сюжетам своих картин истинный драматизм момента, проявив блестящее владение композицией и свойственной только ему особой технике живописи.

Колокольчик

Барселона Коллекция И.Лапиной

Смерть Святой Евлалии

Джон Уильям Уотерхаус
"Смерть Святой Евлалии", 1885 г.

Своей популярностью художник обязан незабываемым женским образам, созданным в его картинах. Долгое время исследователям творчества Уотерхауса не удавалось установить имя женщины, изображенной на самых известных картинах художника периода 1908-1914 годов, - "Миранда", "Тристан и Изольда", "Психея", "Персефона". Сделать это было трудно, поскольку о частной жизни живописца известно совсем немного (сохранилось лишь несколько писем Уотерхауса). Мисс Мюриэл Фостер – любимая модель художника, удалось установить исследователям его творчества. При написании известной картины "Леди из Шалотт" моделью художника была жена, с которой он был счастлив долгие годы. Из воспоминаний современников известно также, что Мэри Ллойд, позировавшая для шедевра лорда Лейтона "Пылающий июнь", также работала с Уотерхаусом.

В монреальском Музее изобразительных искусств (Montreal Museum of Fine Arts) в 2009 году несколько месяцев с большим успехом проходила выставка картин Уотерхауса. В экспозиции был представлен ряд полотен, в полной мере отражающих все этапы творчества художника. Наш рассказ о картине Уотерхауса, сюжет которой навеял мне воспоминание об одной прекрасной даме.

"Смерть Святой Евлалии" - одно из самых ярких полотен художника. В Кафедральном соборе Барселоны есть внутренний дворик, всегда открытый для посетителей. Здесь в одной из часовен живут настоящие гуси. По мнению каталонцев, белизна этих птиц символизирует чистоту Святой Евлалии — покровительницы Барселоны. Евлалии было всего 13 лет, когда она погибла от рук язычников, потому и гусей равно 13.

Собственно девушек было две, а, может, и больше, ибо судьбу Св. Евлалии в те мрачные времена мракобесия и бесконечных войн разделили многие. Барселонская легенда рассказывает нам, что во времена императора Диоклетиана (ок. 305 г.) в одной христианской семье жила красивая девушка по имени Евлалия (лат. Eulalia). За христианскую веру ее подвергли жестоким пыткам, распяли на кресте и обезглавили. Тут произошло чудо: из уст мученицы выпорхнул голубь, а тело покрыл выпавший снег. Останки девушки похоронили в церкви (ныне церковь Санта-Мария дель Мар), а легенда о прекрасной деве-великомученице долгие годы передавалась из уст в уста. В 713 году, опасаясь бесчинств мусульман, мощи Святой Евлалии спрятали, и до 878 года никто не знал, где они сокрыты. В 1339 г. святыню наконец отыскали и, поместив в алебастровый саркофаг, поставили в крипте собора Св. Креста и Св. Евлалии в Барселоне.

Интересный факт: первые упоминания о Св. Евлалии (источники IV и VI вв) указывают на почитание Евлалии из города Эмерита Августа (ныне город Мерида). а легендарное "Житие Евлалии из Барселоны", как установлено, является поздним подражанием. Исследователи считают, что сближение образов двух мучениц произошло в X веке. Как бы то ни было, именно Св. Евлалия является покровительницей Барселоны.

В 1998 году на Авиньонском фестивале спектакль "Татьяна Репина", известного русского режиссера Фокина, в основе которого лежит малоизвестная пьеса А. Чехова, произвел настоящий фурор. Сюжет пьесы — драматическая история, основанная на реальных событиях, произошедшая в Харькове: стремительный взлет и популярность, а затем неожиданное самоубийство молодой талантливой певицы и актрисы Евлалии Кадминой.

Кафедральный собор Барселоны

Кафедральный собор Барселоны

Евлалия Кадмина

Евлалия Кадмина

О Евлалии Кадминой я узнала, живя в Калуге. Одаренная девочка, дочь калужского купца и красавицы-цыганки, певшей в хоре, получила образование в Елизаветинском институте благородных девиц. На праздничном концерте учениц ее голос услышал Николай Григорьевич Рубинштейн, один из организаторов Московской консерватории, и без колебаний взял осиротевшую девушку в консерваторию, где она получила прекрасное музыкальное образование. А через три года 19-летняя Евлалия стала солисткой Большого театра. Редко кто в те годы мог похвастаться такой стремительной карьерой. Известный музыкальный критик Н.Д. Кашкин так вспоминал о талантливой молодой певице: "У нее был крупный выдающийся драматический талант и врожденное чувство сценической красоты; кроме того, она была хороша собою".

Консерваторские годы свели Евлалию с великим П.И. Чайковским. Знаменитая "Снегурочка" написана именно для нее. "Кадмина обладает редкою в современных певицах способностью модулировать голосом, придавать ему, смотря по внутреннему значению исполняемого, тот или другой тон, то или другое выражение, и этою способностью она пользуется с тем артистическим чутьем, которое составляет самый драгоценный атрибут ее симпатичного таланта", - писал композитор. А после смерти певицы он напишет несколько иное: "Странная, беспокойная, болезненно самолюбивая натура, мне всегда казалось, что она не добром кончит". Петр Ильич посвятил Евлалии романс "Страшная минута", исполняя который, она, видимо, не предполагала, какая страшная минута ждет ее.

Евлалия Кадмина

Евлалия Кадмина

Есть предположения, что Антон Павлович Чехов был лично знаком с Евлалией (кстати, о ее смерти он узнал из письма П.И.Чайковского). После дебюта в Большом театре, где она пела в течение двух лет, неожиданно осложнившиеся отношения с руководством заставили певицу покинуть Белокаменную. Из-за преследования одного из высокопоставленных вельмож Кадмина вынуждена была бросить и Мариинку. Затем была Италия, где русская звезда с успехом гастролировала на сценах Милана, Флоренции, Неаполя, Турина. Внезапная тяжелая болезнь и последовавшее затем чудесное исцеление побуждают Евлалию выйти замуж за доктора-итальянца, брак с которым окажется позже ошибкой. Тоска по родине вернула певицу в Россию.

Кадмина выступает в Петербурге, Киеве, Одессе. В Харькове она пробует себя в роли драматической актрисы. Приходишь в изумление, сколько оперных партий исполнила Евлалия за свою короткую сценическую жизнь, сколько блестящих женских образов созданы ею на сцене: Лель в "Снегурочке", боярыня Морозова в "Опричнике", Катерина в "Грозе", Лариса в "Бесприданнице", Софья в "Горе от ума", Офелия в "Гамлете", Катарина в "Укрощение строптивой", Адриена Лекуврер в "Адриена Лекуврер", Маргарита Готье в "Дама с камелиями". Ее лучшими оперными партиями признаны: Ратмир ("Руслан и Людмила"), Рогнеда ("Рогнеда"), Наташа ("Русалка"), Маргарита ("Фауст"), Рахиль ("Жидовка"), Амнерис, Азучена, Зибель… "Письмо Татьяны" из оперы "Евгений Онегин" впервые исполнено Кадминой, как и многие романсы Ф. Шуберта, Р. Шумана, М. Глинки, А. Даргомыжского.

В Харьков, первую столицу Украины, специально приезжали послушать Кадмину из Москвы, здесь ее боготворили, задаривали цветами и дорогими подарками. Казалось, судьба уготовила оперной диве великолепную жизнь, но за кулисами все было по другому. Неудачи в личной жизни делали актрису несчастной, и она очень страдала. Узнав об измене любимого, Евлалия и вовсе отчаялась.

4 ноября (по старому стилю) 1881 года Евлалия Павловна играла главную роль в пьесе Островского "Василиса Мелентьева". Блистательно отыграв первое действие, Кадмина увидела в партере бывшего возлюбленного с невестой, и не смогла этого перенести. Актриса зашла за кулисы и соскоблив со спичек фосфор, отравилась им. Она упала прямо на сцене во время спектакля. Занавес опустили, и только на следующий день харьковчане поняли, что это не было игрой. После шести суток мучений 10 ноября (22 по новому стилю) Кадмина скончалась. Ей было всего 28 лет.

Впечатленный событиями в "сером" Харькове, А.П. Чехов сразу же сделал несколько набросков к будущей пьесе, но лишь спустя неколько лет харьковская трагедия окончательно вырисовалась в его пьесе "Татьяна Репнина". Чехов считал свое творение неудачным, именно поэтому о пьесе надолго забыли (она издавалась всего два раза).

Смерть молодой талантливой оперной звезды взволновала многих. И.С. Тургенев пишет "После смерти" ("Клара Милич"), а А.И. Куприн - "Последний дебют". Это было первое изданное им произведение, за публикацию которого молодой юнкер Куприн был отправлен на гауптвахту и не смел более печатать свои произведения без разрешения начальства. Николай Лесков посвятил рассказ "Театральный характер". 16 января 1889 года в Малом театре прошла премьера чеховской пьесы "Татьяна Репнина", поставленная Сувориным с М.П. Ермоловой в главной роли.

В наши дни спектакль "Святая грешница Евлалия" по пьесе А.П. Чехова с М.Г. Савиной в главной роли был поставлен на сцене "Нового театра" М. Леонтовского. В 2005 году на экраны вышел замечательный документальный фильм "Евлалия Кадмина". Прочтите дивную новеллу популярной нынче Людмилы Третьяковой "Страшная минута Евлалии Кадминой" в сборнике "Вечный идол".

Василиса Мелентьева

Василиса Мелентьева

И.С. Тургенев написал "Клару Милич" в Буживале в октябре 1882 года: "В окно, верно, смотрела осень, южная, может быть золотая, но все же осень, и притом последняя, - и он это чувствовал. - В цветах, но уже осужденная; еще обаятельная, но уже без зноя... Еще не смерть, но уже мечта, которая о ней знает и которую она застит, - эта осень и была его последней повестью: то серой, то розовой, еще старательно-четкой и в мягких, но уже застывших контурах.

С Кларой Милич в музыку тургеневского творчества вошла, уже ненадолго, новая и какая-то звенящая нота. Это была нота физического страдания. "Все мешается кругом - и среди крутящейся мглы Аратов видит Клару в театральном костюме: она подносит склянку к губам, слышатся отдаленные "браво! браво!" - и чей-то грубый голос кричит Аратову на ухо: "А ты думал, это все комедией кончится? Нет, это трагедия, трагедия!".

Я привела отрывок из воспоминаний о Тургеневе И. Анненского.

Весь Харьков хоронил великую певицу и актрису. По преданию - в серебрянном гробу. Вскоре на ее могиле появилась икона. На ней была изображена Великомученница Евлалия с ликом Кадминой. Кто принес эту икону, до сих пор неизвестно. Ныне она хранится в Харьковском историческом музее.

"Только ли имя роднит испанскую и русскую Евлалию", - размышляла я, стоя перед картиной Джона Уильяма Уотерхауса.