Легенды и мифы в колокольчиках



Калязинская колокольня

Колокольчик Калязинская колокольня

Колокольчик «Калязинская колокольня»
Коллекция Л. Францек

Колокольчик Калязинская колокольня

Колокольчик «Калязинская колокольня»
Коллекция Л. Францек

Когда среди Волги сначала далеко-далеко появляются очертания колокольни, а потом становятся всё ближе, всё четче, ты веришь и не веришь своим глазам. Как так, почему? Почему посреди реки на крохотном кусочке земли возвышается такая красота? Потом ты узнаешь всю историю о затопленном городе, и всё становится на свои места. Но грусть не убывает, ибо не должно так обходиться с красотой. И хотя вид колокольни и зимой, и летом совершенно необыкновенный, есть в ее торчании посреди воды что-то неправильное. История калязинской колокольни звучит и на самом деле является легендой, хотя и не такой древней.

Мне кажется, она относится к тем легендам 30-х годов, которыми в советские времена гордились, а теперь о них думается примерно так: «Какую глупость, какой ужас творили, рушили красоту». Но хоть что-то, хоть колокольню оставили.

Калязинская колокольня, величественное сооружение, и поныне является гордостью Калязина. Она относилась к Николаевскому собору и до 1940 года стояла на Торговой площади.

Николаевский собор возведен на месте некогда существовавшего в ХII-ХIII вв. монастыря «Никола на Жабне», построенного новгородцами еще в XII веке. Колокольня как часть великолепного ансамбля построена в 1796-1800 гг., как писалось, «иждивением прихожан» на месте разобранной обветшавшей. Высота ее более 74 м. Это была колокольня новейшей архитектуры с 12 колоколами. Самый большой колокол весом в 501 пуд был отлит в ноябре 1835 г. на средства почетных граждан Полежаевых.

Калязинская колокольня

Калязинская колокольня

Калязинская колокольня

Посмотрите на отражение

К сожалению, великие стройки советской страны, активно внедрявшийся в жизнь план ГОЭЛРО принесли немало горя и слез на берега реки Волги. Волна чудовищного разорения прокатилась по калязинской земле. В этом районе в зону затопления вошло 65 населенных пунктов. Больше половины из них скрылись под водой полностью. Тогда же отзвонили навеки 15 церквей.

В 1932 году было принято решение о строительстве глубоководного пути от Москвы до Астрахани. При возведении Угличского гидроузла уровень воды поднялся на 12 метров. Часть города Калязин, а именно главную улицу, где стоял собор, затопили. При этом собор разрушили, а колокольню оставили. На среднем ярусе устроили парашютную вышку.

Существует легенда, что одна из парашютисток, 20-летняя девушка, разбилась о прибрежные камни насмерть, после чего вышку закрыли.

Вокруг колокольни образовался естественный островок. С круизных теплоходов туда возят туристов, поэтому у этого островка построен небольшой причал.

Мы с мужем были в Калязине три раза. Все три раза получились разные. В первый мы приезжали 8 марта и шли до колокольни по льду. Второй раз проплывали на теплоходе, путешествуя от Москвы до Углича. В третий приехали летом, но к обычному маршруту добавилось посещение местного краеведческого музея и прогулка на катерке вокруг, конечно же, колокольни.

Материал подготовила Лариса Францек

Источник: genealogia.ru