Легенды и мифы в колокольчиках



Нет повести печальнее на свете

Мало кто знает о настоящих истоках трагедии о кровавой вражде Монтекки и Капулети, истории, которая не подтверждена архивными источниками. Вся история Ромео и Джульетты - скорее всего, вымысел Шекспира. В действительности она возникла как старинная сиенская легенда, которую в 15 веке пересказал литератор Мазуччо Салернитанец, а Шекспир затем воплотил в трагедию.

"Да ведомо вам, что во времена оны в Сиене проживал красивый и учтивый юноша, Мариотто Миньянелли, страстно полюбивший девицу Джанноццу, дщерь знатного горожанина из рода Сарачени, ответившую Мариотто на его страсть", - так литератор Мазуччо начинает свой рассказ о 2 молодых сиенцах, "предках" Ромео и Джульетты. В прошлом понятия "авторское право" не было, оно появилось в новейшее время. Поэтому любой литератор мог переложить в собственном изложении уже известную и опубликованную другими историю. Мазуччо сам позаимствовал канву новеллы о несчастных любовниках у одного сиенского предания, появившегося в позднем средневековье. А вообще история трагической гибели двух любящих существ уходит в древность, ибо почти у каждого народа есть подобные поэтические легенды. Эта же история заинтересовала другого итальянского литератора из Виченцы, Луиджи Да Порто. Спустя более чем сто лет Шекспир тоже вдохновился этим сюжетом...

Колокольчик

В. Шекспир. Коллекция Алёны

Из Сиены место действия трагедии Да Порто перемещает в Верону, о чем сегодня сиенцы могут только сожалеть. Он приписывает героев к двум известным городским кланам, Монтеки и Каппеллетти, основываясь на неправильно интерпретированных строках из знаменитой поэмы Данте "Божественная комедия". Верона появилась в новой версии как место действия просто по недоразумению и с тех пор всегда таковой оставалась во всех последующих вариантах. Фамилию девушки потом переделали в Капулети.

Колокольчик

Коллекция Н.Степановой

Колокольчик

Коллекция Н.Степановой

Колокольчик

Коллекция Н.Степановой

Так называемая гробница Джульетты - красномраморный открытый саркофаг 14 века, где, согласно преданию, были погребены ее останки. Городская легенда гласит, что церковные власти, потрясенные драмою Ромео и Джульетты, погребли девушку в садике монастырского кладбища, т.к. родственникам самоубийц не разрешалось хоронить их на христианском. Со временем, несмотря на то, что Церковь всегда осуждала самоубийц, могила Джульетты стала целью настоящего паломничества. Монахи были этим недовольны и решили извлечь прах из гробницы, обратив ее в резервуар с водою. Однако и это не остановило паломников.

Гробница Джульетты

Гробница Джульетты

Статуя Джульетты у ее дома

Статуя Джульетты у ее дома

Балкон Джульетты

Балкон Джульетты

Помимо гробницы в места паломничества обратился Дом Джульетты, а также Дом Ромео. Дом Ромео - совершенно явная легенда, потому что строение, ныне так именуемое, в действительности принадлежало Каньоло Ногароло и построено в новейшие времена.

Материал подготовила Лариса Францек

Источник: "Ромео и Джульетта". Edizioni Kina Italia S.P.A. - Милан

Свидание с Джульеттой

Верона известна с I века до н.э. Свой расцвет она переживала, когда вошла в состав Римской империи. А основным свидетелем расцвета является Арена, римский амфитеатр, третий по размерам в Италии, но сохранившийся лучше других и возвышающийся сейчас в центре города. От его стены осталась небольшая часть. С 1913 года на Арене регулярно проходят оперные и драматические представления. Количество зрителей, размещающихся на сиденьях, возраст которых 20 веков, - 22 тысячи.

Мы тоже полазали по крутым ступенькам и отпыхивались на самом верху.

Арена ди Верона

Дом Джульетты
Фото Виктора Колобова

Колокольчик

Ромео и Джульетта.
Коллекция Л.Францек

Те, кто в Вероне не бывал, про Арену могут и не знать. Зато Ромео и Джульетту помнят все. А ведь действие шекспировской трагедии происходило именно в этом городе. Поэтому следующим логичным пунктом нашей программы было посещение дома Джульетты. Подойдя ближе, мы влились в толпу туристов и зашли во двор, т.к. знаменитый балкон, с которого девушка внимала пламенным речам Ромео, расположен не на улице, а во дворе. Народ, в основном, - подростки и пожилые люди, вероятно, переживающие пришествие второй молодости.

Вся стена дома Джульетты улеплена записками-посланиями ей, изрисована сердцами со стрелами, и весь двор выглядит как место паломничества. У входа в дом стоит статуя Джульетты, и надо ловить момент, чтобы успеть сфотографировать ее одну, потому что желающих встать с ней рядом - тьма. Тут же находится сувенирный магазин, где на майках, сумках, канцтоварах и сотнях других предметов изображения шекспировских влюбленных. В доме работает музей, но мы туда не пошли. А направились на могилу Джульетты. Расположена она в крипте упраздненного монастыря капуцинов.

Гробница - тоже место паломничества. Среди известных людей, ее посетивших, - лорд Байрон, Чарльз Диккенс, вдова Наполеона Мария-Луиза Австрийская. Нам с Артом повезло, потому что мы были вдвоем и могли спокойно снимать и рассматривать.

Лариса Францек, 2004 год