Путешествие в Новый Свет

Куба. Экскурсия первая
Куба. Экскурсия вторая

Крокодиловая ферма и деревня Гуама на полуострове Сапата

Третья экологическая экскурсия - та, которую мы организовали себе сами. Еще дома, когда готовились к поездке и читали все, до чего руки дотянутся, узнали о крокодиловой ферме на полуострове Сапата. На Кубе существует свой вид крокодилов, который, если я правильно поняла, нигде больше и не водится. Причем, так получилось, что несчастных крокодилов в один прекрасный момент пришлось спасать. Поэтому их стали разводить на ферме, иначе этот вид совсем бы исчез.

Сам полуостров Сапата – заповедник. Это сплошь и рядом болота, где водится очень много птиц. Их изучают, охраняют и показывают туристам. Раньше кроме птиц болотистые гиблые места вообще никому не были нужны. Поэтому в качестве "награды" король Испании подарил земли полуострова провинившемуся вассалу Сапате в 1636 году. Чем там дело закончилось, путеводитель скромно умалчивает, но Дайланис рассказывала, так у счастливого обладателя большого болота ничего путного и не вышло. А вот у ученых все сложилось весьма удачно. На сам заповедник у нас было очень мало времени, поэтому мы решили его не посещать. Ферму увидеть хотелось, тем более, что с Варадеро возят туда на экскурсию за 50 куков (одно евро – примерно 1,25 куков на тот момент). В программу такая экскурсия у нас не входила, но все условия съездить самим были.

Группа целиком и полностью разделяла наше мнение по поводу крокодилов. Мы обратились к Дайланис с предложением организовать нам поездку. На Кубе все для туристов, все для гостей. Проблем у нас не возникло. Поворот на Сапату был как раз по пути из Тринидада на Варадеро. Наш водитель легко и непринужденно всего за три кука с носа согласился свернуть с основной трассы на пару часов. Кстати, как и гид, водитель нам достался замечательный. У него было простое кубинское имя Хуан и диктаторская фамилия Батиста. Хуан прекрасно говорил по-русски. Целых три слова: "Доброе утро" и "Спасибо". Автобусом управлял очень хорошо, аккуратно. Сразу видно – профессионал. Всегда всем помогал вынимать чемоданы и сумки из багажного отделения.

Колокольчик

Коллекция Ю.Чуриловой

Итак, едем. Помимо крокодиловой фермы, время на которой не должно занять больше часа, можно посетить еще Гуаму – индейскую деревню, тоже примерно на час. Это макет. В доколумбову эпоху на Кубе жили три племени – Гуанахатабеи, Сибонеи и Таино. Последние были более развиты, наверное, потому продержались дольше. Испанцы превратили индейцев в рабов. Тяжелый труд и болезни изничтожили оба племени довольно быстро. Когда испанцы поняли, что рубят сук, на котором сидят, было уже поздно. Чтобы восполнить нехватку рабочих рук стали завозить чернокожих рабов с западного побережья Африки.

Индейская деревня Гуама

Индейцы Таино

Индейцев Таино нет, но восстановлена их деревня. На островах посреди озера построены хижины, крытые пальмовыми листьями. Острова соединены между собой мостами. Это, кстати, отель, туда можно приехать отдыхать. То тут, то там размещены фигуры индейцев, выполненные известным на Кубе скульптором Ритой Лонга (ее скульптуры украшают и Тропикану). Индейцы изображены за работой. Кто на крокодила охотится, кто на утку. Кто еду готовит, кто снасти чинит, кто горшок делает, кто огородничает.

Гуама

Взрослый крокодил

Добраться до островов можно на моторной лодке по озеру. И вот мы едем сначала по искусственной протоке, потом по озерной глади, но лодка начинает фыркать и останавливается. А мы на середине. Водитель делает успокаивающие знаки руками, всех перегоняет на разные концы лодки для равновесия. Из-под сиденья достает канистру. Ага, бензин закончился. Начинает менять, опять успокаивающие знаки, "It’s OK, it’s OK". Да, действительно, обычное дело, посреди озера кончается бензин. Каждый день такое случается. Поменяли канистру, благополучно добрались до Гуамы. С удовольствием там погуляли. В одном из шалашей мы прошли через обряд очищения чего-то там, я так и не поняла толком. В общем, карму полоскали. Шоу для туристов. Все свелось к тому, что всем намазали щеки чем-то черным (я от этого дела уклонилась), собрали со всех по куку за услугу. Ох, ребята, что бы я без вас делала? Так и ходила бы с неочищенной кармой:)

Обратная дорога прошла без приключений. Водитель лодки мужчинам подарил по сигаре, дамам по желтой кувшинке. Мелочь, а приятно. Теперь крокодильчики. Я ферму расписала, как будто там все на широкую ногу поставлено. В путеводителе все освещено аналогично. Не знаю, может, оно и так, но нам показали два вольера с маленькими крокодилами трех и шести месяцев и большой вольерище (с прудом) со взрослыми чемод…, пардон, крокодилами. Ну и все. Еще был бассейн с черепашками, которые залезли друг на друга и организовали пирамиду. И была возможность сделать фото с маленьким крокодильчиком. Пасть у него была замотана веревкой, а на голову надета шляпа. Причем шляпа не сдвигалась, как крокодильчика не крути. Интересно, как же она у него держится? Дима сфотографировался. Я, честно говоря, долго удерживалась от комментариев. Дима в Тринидаде купил соломенную шляпу и носил ее. Фотография вышла вполне забавная – двое в шляпах.

Что это такое

Двое в шляпах

Я почему-то все время пытаюсь сравнить Кубу и Таиланд. Хотя в Тае не была ни разу, но много наслышана. Там тоже есть крокодиловая ферма, о которой рассказывают, как об источнике достаточно дешевых изделий из крокодиловой кожи. Мы думали, что по аналогии и на Кубе будет разнообразие. Очень хотели купить что-нибудь в подарок родителям. Ничего не было. Пара чучел, ну зачем они нам. Один ремень, и тот неубедителен. То ли до нас было крупное нашествие туристов и все смели подчистую, то ли, действительно, ничего нет. Предлагают еще блюда из крокодилового мяса, но у нас на дегустацию крокодилятины уже времени не было. Нужно было отправляться на Варадеро. Хорошие получились экскурсии!