Путешествие в Новый Свет

Воспоминания о месье Антуане де Ламотте Кадиллаке, монреальце волею судьбы, основателе города Детройта...

Стыдно признаться, но я люблю "Макдональдс". Мне не нравятся гамбургеры и хот-доги, а вот "бигмаки" я обожаю, особенно самые большие: трех-четырехэтажные. Вгрызаешься в эту пирамиду после нескольких часов прогулки по Старому городу и чувствуешь, как благодатные живые соки бегут по телу.

Колокольчик

Колокольчик "Детройт". Коллекция И.Лапиной

Потом уже можно посидеть с друзьями за бокалом красного вина и отведать деликатесы, которыми славится Старый Монреаль. Но после экскурсии, когда ты голоден как собака, и не в состоянии ждать - только "бигмаки"! А какое вкусное в "Макдональдсах" мороженое!

Возможно эта странная любовь зародилась в один из первых дней нашего приезда в Монреаль. Замерзнув под ледяным ветром, мы укрылись в "Макдональдсе", что на углу улицы Нотр-Дам и бульвара Сен-Лоран. А потом, согревшись и насытившись, стали с интересом рассматривать картины, изображающие Монреаль прошлых лет.

На лестнице мы прочли, что на месте этого заведения когда-то стоял дом основателя города Детройта Ламотта Кадиллака. "Уж не в его ли честь названа марка автомобиля?" - предположили мы. Оказалось, да.

Кадиллак, довольно известная личность в Монреале, был родом из Гаскони. И как истинный гасконец прожил бурную молодость. Говорят, что ему пришлось перебраться за океан, чтобы избежать женитьбы.

Макдональдс
Макдональдс

Но начнем сначала, хотя, сразу оговоримся. Многие считали, что свою чудесную биографию и принадлежность к дворянскому сословию Кадиллак выдумал. Как бы то ни было, но считают, что родился будущий основатель Детройта 5 марта 1658 года в состоятельной семье Жана Ламотта Кадиллака, адвоката и члена парламента Тулузы, и его супруги Жанны, дочери землевладельца. Он был четвертым по счету ребенком и маленькая кроха стала своеобразным подарком к славной дате - 12-летию супружеской жизни. Младенца нарекли Антуаном (настоящее имя Антуан Ломе де Ла Мот-Кадильяк (фр. Antoine Laumet de La Mothe, sieur de Cadillac).

Далее подобающее образование - богословие, право, ботаника, зоология, основы ведения хозяйства – это далеко не полный перечень интересов Антуана за время обучения в школе. Кое-что ему несомненно пригодилось в дальнейшем.

Однако к моменту завершения сыном образования, Жан Ламотт потерял свое влияние, так как был ярым сторонником кардинала Мазарини (тот скончался в 1662 году). Кадиллака-старшего вытеснили из суда, и он потерял значительную часть своего состояния.

Без отцовской поддержки и влияния перспективы Кадиллака-младшего стали туманными. Пришлось пойти служить, но тут еще статного и любвеобильного Антуана поймали на "горячем" и собрались женить. Явно не на той, с кем он хотел бы связать свою жизнь. Пришлось "Ястребу", как называли друзья Кадиллака-младшего за его острый нос, бежать куда глаза глядят. Друзья офицеры помогли, но уже в море Антуан узнал, что судно направляется к берегам Новой Франции.

В Новой Франции двадцатидвухлетний лейтенант Антуан де Ламотт Кадиллак пришелся явно ко двору. Впервые появился в Порт-Рояле (теперь новошотландский Аннаполис). Здесь за ним быстро закрепилась репутация человека бесстрашного, в чем-то бессовестного, не гнушавшегося ничем, в том числе и морским разбоем. Но это еще нужно было доказать. А денежки у Кадиллака всегда водились. Возможно потому, что на всем побережье не было более искусного штурмана.

Под водительством Лефевра де Барра и Бризе де Денонвиля Кадиллак участвовал в вылазках против ирокезов. В 1691 году он оказался в Квебеке, и вот тут то граф де Фронтенак высоко оценил его знание атлантического побережья и штурманские способности. По заданию Фронтенака, Кадиллак вместе с картографом Франклином досконально исследовал и нанес на карту берега Новой Англии.

Памятник Антуану Де Кадиллаку в Детройте

Памятник Кадиллаку в Детройте. Фото flickr.com

Фронтенаку понравился храбрый, на все способный молодой офицер. Он разглядел в нем великого авантюриста, каким во многом был сам, что в то время и на этой земле было немаловажно. Во многом Фронтенак относился к нему как к собственному сыну. Весьма красноречива оценка, которую дал Кадиллаку один из его современников: "Хвастливый, гениальный, бойкий, неистовый, высокомерный, сварливый, и один из самых больших негодяев, который когда-либо ступал на землю Новой Франции". Но при этом он был, несомненно, именно тем человеком, который был необходим для успешного усиления французских позиций и продвижения этих интересов вглубь, к западной границе.

Что же касается личной жизни, Кадиллак остался верен себе и здесь вел чересчур разгульную жизнь, пока однажды не познакомился с племянницей судовладельца Франсуа Гийома. К тому времени Антуану было уже 29 лет, его невеста только-только отметила 17-летие. Они обвенчались 25 июня 1687 года. Мария-Тереза оказалась любящей женой и матерью, у них с Кадиллаком было 13 детей.

Однако семейная жизнь не была безоблачной. Кадиллака всегда манили новые места. Еще до женитьбы он встал во главе экспедиции к стратегическому посту Микилимакинаку, что между озерами Гурон и Мичиган, затем осел в Монреале.

Мемориальная доска на углу улицы Нотр-Дам и бульвара Сен Лоран гласит: на этом месте стоял дом, где жил Кадиллак. Из Монреаля он совершал свои вылазки в леса. Славился как торговец. Как то раз, после особенно продолжительного четырехлетнего отсутствия, он привел флотилию каноэ, загруженных 80 тоннами (!) бобровых шкур. (Да, бедное зверье! Не сладко им приходилось в то время)

Кадиллак. Памятная доска

В 1698 году Кадиллак получил назначение на перевозку почты колониальных властей во Францию. Он воспользовался возможностью посетить Париж, хотя и пришлось оставить молодую жену. В Париже Кадиллак изложил влиятельному графу де Понн Шантрену проект, увлекавший его уже несколько лет: создать настоящую колонию вдоль берегов реки Детройт (французы называли это место Де Труа – "около пролива"), прямо у ворот на ирокезскую территорию.

Проект получил одобрение и, следуя этому плану, весной 1701 года, после подписания мирного договора в Монреале, Кадиллак с сотней людей отправился в новые края. 27 мая двадцать пять каноэ отплыли из Монреаля. Нотариус Антуан Адемар подписал документы на 44 человека, вызвавшихся жить в новом поселении. Среди них была дюжина урожденных монреальцев, носящих очень популярные в то время имена: Рено, Кусо, Лемир, Ги, Шовен, Латур, Водри, Ришар.

Кадиллак

Они и стали основателями города Детройта, впоследствии столицы автомобильной индустрии Америки. Один из самых престижных автомобилей, производимых в Детройте, получил имя его основателя. Нам, монреальцам, лестно, что когда-то Детройт называли "старшей дочерью" Монреаля.

Колония бурно строилась (в 1708 году поселение насчитывало уже триста человек), но вскоре разразилась открытая вражда с губернатором Новой Франции Риго де Водреем, поскольку Кадиллак предпочитал, чтобы новая колония управлялась напрямую из Франции, а не через Квебек. Он даже предложил двору произвести его в маркизы. Кстати, именно тогда Кадиллака уличили: он вообще не дворянского происхождения, а свой титул выдумал, оказавшись в Акадии. На войне как на войне, все средства хороши.

Гневный рапорт Водрея вызвал из Франции проверку деятельности Кадиллака и его администрации. Кадиллак потерял доверие двора, но тем не менее получил далеко не самый плохой пост - в 1710 году его назначили губернатором Луизианы. Выкрутился все-таки гасконец!

Умер Кадиллак 15 октября 1730 года, в достаточно почтенном возрасте 72 лет. А почти 200 лет спустя после основания Детройта, в 1901 году, жители города решили назвать продукцию местного автомобильного завода именем основателя города – "кадиллаком". Статуя Кадиллака стоит в нише фасада детройтской мэрии.

А деревянный барельеф великого искателя приключений висит над лестницей в монреальском "Макдональдсе" в Старом порту. На днях я туда заглянула. Доска на месте. Деревянный барельеф на месте. Вот только атмосфера самого заведения сильно изменилась. По всей видимости, не одна я люблю бигмаки, а, может, место бойкое. Только хозяева произвели полную реконструкцию. Исчезли старые картины, уютные столы, мягкие кресла. Сейчас установили высокие стойки, забравшись на которые, чувствуешь себя, как курица на насесте. Врубили дикую музыку, гремит "бам, бам, бам". Атмосфера не располагает к долгим посиделкам, любованию картинами, и размышлениям о героях Новой Франции. Желание поскорее заглотить съестное и сбежать. И уже не до воспоминаний, и не до Антуана Ламотта де Кадиллака.

И все же загляните туда, даже если вы не любите бигмаки.

Макдональдс

И еще несколько занимательных фактов, что я почерпнула из интернетовских сайтов.

Многие здания и особняки Детройта были построены в конце XIX — начале XX веков, когда для Детройта наступил "золотой век". В то время его называли "Парижем Запада" за роскошную архитектуру и бульвар Вашингтона, ярко освещенный лампочками Эдисона.

Выгодное расположение на водном пути системы Великих озёр сделало город крупным транспортным узлом. Основу городской экономики в середине XIX века составляло кораблестроение. В конце того же столетия появление автомобилей вдохновило Генри Форда на создание собственной модели и Ford Motor Company (1904 г.). Заводы Форда, Дюрана, братьев Додж, Паккарда и Крайслера превратили Детройт в автомобильную столицу мира.

Компания "Кадиллак" была основана в 1902 г., на заре двадцатого века. Его основатель, Генри Лиланд, главный механик и предприниматель, назвал компанию в честь своего предка, основателя Детройта — Антуана де Ламот-Кадияка. Позже компания стала частью компании "General Motors".

Автомобиль "Кадиллак" считался автомобилем класса "люкс", и продавался более чем в 50 странах и территориях, преимущественно в Северной Америке.

В нынешнем Детройте 82 % жителей афроамериканцы, 11 % – белые, есть еще немного индейцев и латиноамериканцев.

Колокольчик

Колокольчик "Монреаль". Коллекция И.Лапиной

В 2002 году (год спустя после своего 300-летия) Детройт был признан и до сих пор считается одним из центров преступного мира США, ведь число преступлений здесь в разы выше среднестатистического.

Возможно, эта история будет иметь продолжение, когда я побываю в Детройте и сделаю свои собственные фотографии.

Ирина Лапина

Добавить комментарий