Путешествие в Новый Свет

Колокольчики из Перу – прикосновение к трехтысячелетней истории

Колокольчик

Колокольчик "Туми". Коллекция И.Лапиной

Колокольчик

Колокольчик "Туми". Коллекция И.Лапиной

Выставка в Монреале - "Перу: королевство Солнца и Луны", 2013 г.

Перу справедливо считают самой таинственной страной Южной Америки. По числу культурных достопримечательностей и археологических открытий в XX веке ей нет равных на всем континенте. Это таинственные рисунки в пустыне Наска, поражающие воображение руины легендарного Мачу-Пикчу, Храм Солнца и Луны, Храм Радуги в Трухильо, город Куско с его богатым историческим прошлым, загадки индейцев озера-Тити-Кака... Всего и не перечислить.

Не случайно роскошная масштабная выставка "Перу: королевство Солнца и Луны", организованная Монреальским музеем изящных искусств (ММFА), начинается с панорамной картины величественных руин цивилизации инков. В 1911 году Хайрам Бингем сделал эту фотографию во время археологической экспедиции, в которой принимали ученые из Йельского университета. Находка Мачу Пикчу не только открыла миру руины древней императорской резиденции, покоящейся на вершине туманного горного хребта. Мачу Пикчу мгновенно стал национальным символом, который сегодня ассоциируется с Перу и великолепием цивилизации коренных народов Анд. Любопытный штрих: новейшие компьютерные технологии превратили старинную фотографию Бингема в современную виртуальную панораму на всю стену – город прямо-таки оживает на ваших глазах! Впечатляющие ощущения.

Этот снимок – один из 370-ти экспонатов из области искусства и культуры Перу, привезенных в Монреаль из 50-ти государственных и частных коллекций. На мой взгляд, эта выставка - кладовая чудес, полная артефактов, винтажных фотографий, религиозной живописи, золотых и серебряных изделий, керамики, текстиля, фигурок из дерева, и даже ковриков и картин из птичьих перьев! А в завершении - внушительное собрание живописи колониальной эпохи. Помимо выдающихся отдельных предметов, впечатляет внимание устроителей выставки к символике легенд и мифов, ритуалов, и тому, как они переосмысливаются заново и преображаются с течением времени. Те, кто вообще ничего не знал об истории и культуре Перу, будут поражены увиденным!

Perou: Royaumes du soleil et de la lune

Ритуальный нож туми

Как-то в мою коллекцию колокольчиков попали два из Перу. Звучали они божественно – настолько хорош был металл, в отличие от сувенирных колокольчиков ряда других стран, что звучат как жестянки. А как же иначе? Перу - страна золота и серебра. На одном колокольчике была лама (скорее викунья) - как известно, - национальный символ Перу, удостоенная чести быть на гербе страны.

А вот ручку второго колокольчика венчала какая-то странная фигура. Я попыталась "расшифровать". Увы, история Перу оказалась столь богатой, что я попросту в ней "увязла". И только на этой выставке получила, наконец, ответы на свои вопросы.

Туми (tumi)

Туми (tumi)

Туми (tumi)

Оказалось, что на втором колокольчике был туми (tumi) – священный нож Андского мира. Перу – страна не только альпаков и викуний, но и "Золотого туми". Так перуанцы называют самый красивый символ своей древней культуры.

В принципе, туми - это нож. Они бывают из меди и золота, скромные и украшенные драгоценными камнями, совсем примитивные и подлинные произведения искусства, церемониальные и медицинские. С их помощью также осуществлялись жертвоприношения. В общем, нож воина и кухарки у древних обитателей Перу назывался одним словом – туми.

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

Уже в первых хрониках времен испанских конкистадоров встречаются упоминания об "индейском ноже из меди, не имеющем заостренного конца". Действительно, туми имеет острие в форме полукружья, в некотором роде - он родственник более поздней секиры.

Но наиболее прославились туми царства Сикана, украшенные фигурой божества Найлампа. Об этом божестве у перуанцев множество легенд: Найламп – бог-царь и основатель царства Сикана (VIII – XIV вв. н.э) в долине Ламбайеке (северное побережье нынешнего Перу). Так вот, мастера Сикана стали украшать церемониальный туми фигурой своего основателя (а как же иначе?!) - крылатого человека с круглым широким лицом и миндалевидными глазами в головном уборе, состоящем из полукруга с прикрепленным к нему ажурным металлическим кружевом в форме раскрытого веера, чьи узоры-волны символизируют морские волны.

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

Нередко и сам Найламп изображался с туми в руках или с туми и шаром, символизирующим, возможно, Луну или Солнце. Любопытно, но сегодня некоторые исследователи полагают, что Найламп – инопланетянин, а в руке у него не голова, которую он отрезал, а шлем скафандра. Легенды и мифы о Найлампе весьма интересны, постараюсь рассказать об этом детальнее в другом очерке.

Многие туми отливались из недрагоценных металлов. Фигурку для них чеканили. А потом изделие покрывали листовым золотом, иногда в сочетании с листовым серебром. Фигурки украшались сканью, подвесками, например, фигурками птиц, крупными вставками, чаще всего из бирюзы. Бирюза высоко ценилась у инков и была частью поклонения воде и небу – стихиям бога Найлампа. Туми из золота, серебра и бирюзы часто изготавливались в царских мастерских и торжественно вручались высокопоставленным лицам, как символы статуса и власти.

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

Со временем туми утратил первоначальную функцию режущего инструмента, и история поручила ему новую почетную миссию - быть символом национальной культуры Перу. Кстати, произошло это не без помощи "Золотого туми", упомянутого выше. В 1936 году в местечке Ильимо, в асьенде "Батан Гранде", некогда принадлежащей индейскому классику Ильимо, при раскопках нашли "Золотой туми". Это был нож с традиционным полукружьем. Бог Найламп на нем был просто великолепен.

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны
На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

Чистое золото, бирюза, уникальная работа. Находка стала археологической сенсацией, и "Золотой туми" вошел в легенду. Но продолжение этой истории весьма печально – артефакт ждал трагический финал. В 1981 году его похитили из Национального музея археологии и антропологии в Лиме, разрезали на три части, две из них переплавили в золото. Удалось спасти, хотя и в сильно испорченном виде, лишь верхнюю часть с изображением Найлампа.

На выставке представлено несколько туми, есть и фигуры Найлампа, но я так и не знаю, тот ли это, что был похищен. Скорее нет.

"Тайная вечеря" по-перуански, а также о пушистой морской свинке по имени куй

Словом "куй" ("cuy"), звучащим по-русски почти неприлично, в Перу называют морских свинок. Так вот – их едят! Еще с доинковских времен. Крестьяне в Андах выращивают куев наравне с курами, свиньями, овцами. Их можно встретить в любом доме индейцев кечуа (quechua). Свинки чувствуют себя вольготно, крутятся под ногами, словно кошки. Куи неприхотливы, размножаются как кролики, и места почти не занимают. В горах, по берегам рек, среди нагромождения камней водятся и дикие куи. Но, говорят, они не столь вкусны.

Зажаренный куй – традиционное блюдо перуанских ресторанов. Кстати, у инков даже была поговорка: "Вырастил куя - хорошо поел". Современные перуанцы потребляют около 22 миллионов куев за год.

Тайная вечеря
Троица. На выставке в Перу

На вкус куй похож на кролика. Готовят его просто: натирают солью, перцем, поливают pisco (перуанский алкогольный напиток), потом запекают или жарят в большом количестве масла.

А сейчас – внимание! То, что меня больше всего позабавило на выставке. В главном соборе Куско есть картина "Тайная вечеря" ("Last Supper") работы художника XVIII века Маркоса Запаты (Marcos Zapata). Это своеобразный перуанский вариант известной фрески Леонардо да Винчи. И многие перуанские художники, следуя за Маркосом, "растиражировали" этот сюжет на своих картинах, предназначая их для храмов и домов перуанцев. Одну из таких картин и привезли в Монреаль. Так вот, на столе перед Христом и апостолами на блюде лежит куй, среди фруктов есть папайи, в кубках, как можно предположить, налита чича (перуанская водка), по столу живописно разбросаны перчики чили. А под ногами крутится местная дворняжка.

В общем, перуанцы, люди совестливые, сознавали, что копировать чужое не совсем хорошо, и потому, стремясь уйти от чистого "плагиата", привносили в библейский сюжет что-то свое, в первую очередь, добавляли детали, что окружали их в повседневной жизни. Это перуанская трактовка Леонардо да Винчи позабавила меня, но когда я увидела "трехголового" Иисуса, не могла удержаться от изумленного восклицания. Да, весьма оригинальная интерперетация Святой Троицы!

"Перуанская Мона Лиза"

Самым уникальным экспонатом выставки является золотой головной убор одного из вождей инков, украшенный изображением загадочного лица. Он получил название "перуанская Мона Лиза", поскольку его значение для культурного наследия Андских стран сравнимо со значением шедевра Леонардо Да Винчи для европейской культуры. "Перуанская Мона Лиза" сделана из чистого золота в виде отличающегося гармоничными формами и изящным орнаментом "осьминога" - изображения морского бога, напоминающее морду кота, с восемью резными щупальцами.

Этот шедевр древнего прикладного искусства датируется 700 годом нашей эры. В мире нет ему аналогов, и стоимость головного убора составляет около двух миллионов долларов.

Перуанская Мона Лиза

В 1988 году, как предполагают, "Мону Лизу" похитили, разграбив захоронения в районе археологических раскопок Ла Мина в долине Хекетепеке, в северной части Перу. Как это ни прискорбно, но археологический бум в Перу в конце XX века привел к невиданной серии похищений ценнейших археологичеких находок. Большинство из них были переправлены в Европу. И только благодаря усилиям ряда служб в последние годы в Перу удалось вернуть сотни уникальных предметов, конфискованных в Испании, Великобритании, Германии, Швеции и США. Это изделия из золота, серебра, керамики, дерева, текстиля индейских культур Мочика, Вари, Викус, Наска, Паракас. Совокупная стоимость возвращенных экспонатов превышает десятки, а то и сотни миллионов евро.

Заметим, что "Мона Лиза" была возвращена в Перу благодаря кропотливой и оперативной работе сотрудников Скотланд-Ярда. Они отыскали ее в каком-то провинциальном музее по наводке датского эксперта, который поместил информацию об этом на своем сайте в интернете. Этот шедевр выставки ждет посетителей в последнем зале. Очень трудно сделать хорошую фотографию. Маска освещена, переливается и искрится в лучах прожекторов.

Кстати, если говорить о возврате археологических ценностей, замечу, что упомянутый мною выше автор фотографии Мачу Пикчу Хайрам Бингем, которого многие называют одним из прототипов легендарного Индианы Джонса, вывез в свое время в США 40 тысяч предметов цивилизации инков (кто знает, возможно, потому они и сохранились - прим. автора). В 2008 году американское и перуанское правительство достигли соглашения о возвращении в Перу части из них.

Pele-mele

Я была на выставке четыре раза, каждый раз было большое скопление людей, что, впрочем, не удивляет. Для детей - весьма интересно и познавательно, есть, правда, ряд экспонатов весьма эротического содержания, как говорится, для тех, кому после 16-ти. На выставке демонстрируются документальные фильмы, весьма интересные. Кроме того, это чудесная возможность дать отдых усталым ногам. Мест мало, но вполне можно устроиться, а детвора - так прямо на пол усаживается.

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны
На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

На этой выставке забываешь о времени... Можно, конечно, быстро пробежать все залы, но вряд ли что-то запомнится. Для вдумчивого просмотра - от 2-х до 4-х часов. Я растянула удовольствие на несколько дней. Рисунки на металле и керамике были так занимательны, что их можно было рассматривать бесконечно. А сколько здесь предметов, о назначении которых можно только догадываться!

В частности, на меня колоссальное впечатление произвели ритуальные топор, копье и кнут для танцев, украшенные серебряными колокольчиками (!) (к сожалению, фотографии не очень хороши: фотографируешь через стекло, мешают блики, подсветки и посетителей много – ловишь момент).

Колокольчики Перу

Колокольчики Перу

Колокольчики Перу

Колокольчики Перу
Колокольчики Перу

Сувениры при выставке весьма разнообразны: роскошный, прекрасно иллюстрированный каталог, для любителей керамики – вазы, тарелки, для женщин – красивые украшения. А для детей – книги: легенды и мифы древних инков не менее захватывающи, чем легенды Древнего Египта и Древней Греции. Есть и погремушки, разукрашенные затейливым орнаментом.

Что мы ждем от музейной выставки? Я люблю, когда мне рассказывают хорошую историю. Здесь это присутствует в полной мере: выставка прослеживает эволюцию культурной идентичности Перу за последние 3000 лет.

На выставке Перу: королевство Солнца и Луны
На выставке Перу: королевство Солнца и Луны

А еще? Как правило, мы ждем и выдающихся экспонатов. Здесь их в избытке! Многие предметы впервые выехали за пределы Перу, если не считать тех, которых вначале похитили, а потом вернули на историческую родину. Но им, видно, так понравилось путешествовать, что они "решили" продолжить традицию.

После Монреаля выставку "Перу: королевство Солнца и Луны" увидят жители американского Сиэтла.

К сожалению, среди сувениров не было колокольчиков. А вот на днях, разбирая коллекцию, я нашла еще один колокольчик с туми. Я о нем совсе забыла, что неудивительно (в коллекции на сегодняшний день почти 2200 колокольчиков). Я купила его года четыре назад на блошином рынке. Вот он и пригодится сейчас для иллюстрации этой статьи. А о колокольчике с викуньей расскажу чуть позже, это животное стоит того, чтобы рассказать о нем подробнее.

Ирина Лапина

Добавить комментарий