Колокольчики и народные промыслы

Ростовская чернолощеная керамика

Изготовление лепной глиняной посуды в Ростовском крае относится ко 2 тысячелетию до н. э., а гончарной - к X в. нашей эры. К одному из наиболее эффектных образцов керамики относятся чёрнолощёные изделия, по внешнему виду напоминающие чугунные или металлические. Способ получения такой посуды был освоен в XVI в. Чтобы изготовить чёрнолощёную посуду поверхность подсушенных изделий ещё до обжига заглаживают – лощат специальным инструментом – лощилом (им мог служить гладкий камушек). При этом на поверхности можно получить незатейливые орнаменты. Затем идёт обжиг в коптящем пламени без доступа кислорода (морение). В результате этого изделие имеет серебристо или смолисто – чёрную глянцевую поверхность. Полученный оттенок зависит от того, какой породы дрова выбраны для обжига.

Колокольчик

Колокольчик. Коллекция Д. Боганова

Колокольчик

Колокольчик. Коллекция Д. Боганова

Колокольчик

Колокольчик. Коллекция О. Поповой

Ростовская чернолощеная керамика

Ростовская чернолощеная керамика на выставке-ярмарке "Ладья. Зимняя сказка - 2017". Фото О. Поповой

Изготовление чернолощёных изделий процветало в Ростове и окрестностях в XIX в. Изделия широко сбывались на местных базарах, а также во время ежегодной, знаменитой ростовской ярмарки (третьей по значению в стране после Макарьевской и Нижегородской).

Керамический промысел просуществовал до 50-х годов XX в., а затем угас. В настоящее время образцы местной керамики можно увидеть только в музее-заповеднике "Ростовский Кремль" и Музее этнографии в Петербурге.

Колокольчик

Девушка работает над созданием очередного колокольчика. Фото Д. Боганова, 2005 г.

Ростовская чернолощеная керамика. В мастерской

В мастерской. Фото О. Поповой

Ростовская чернолощеная керамика. В мастерской

В мастерской. Фото О. Поповой

С 1998 года на территории Ростовского кремля существует мастерская А.И. Шабалова, в которой пытаются возродить угаснувший промысел. Здесь все делают как встарь вручную, не используя ничего, кроме глины: посуду - кринки, горшочки, бальзамники; отливают и звонкие керамические колокольчики, лепят игрушки.

Изделия мастерской изготавливаются способом шликерного литья, а не на гончарном круге, что значительно облегчает их вес. Модернизирован способ морения керамики, благодаря которому полученная мореная поверхность полностью аналогична традиционным образцам, хранящимся в музее.

Е.В. Брюханова "Ростовская керамика возрождается" (zvon.yaroslavl.ru)