Колокольчики и народные промыслы

Керамика земли богородицкой

240 км на юго-восток от Москвы, примерно 400 км от Воронежа, и мы попадаем в Тульскую область – маленький, провинциальный городок Богородицк, который славен своим архитектурно-ландшафтным усадебным комплексом последней четверти XVIII в.

Дворец графов Бобринских

Дворец графов Бобринских

Возле дворца

Возле дворца

Памятник А.Т. Болотову

Памятник А.Т. Болотову

Посетив прекрасный дворец и насладившись пейзажными видами парка им. Андрея Тимофеевича Болотова, задаю себе вопрос: «А что там, на той стороне пруда? Какие приятные сюрпризы припрятало для нас прошлое?» Достанем из сундука, стряхнем пыль и все узнаем о 350-летней истории населенного пункта. Весь этот путь поможет пройти Мастер, это слово написано с большой буквы, потому что он волшебник и кудесник – это Виктор Иванович Потапов. Виктор Иванович занимается возрождением Богородицкой глиняной игрушки в течение многих лет, по крупицам собирая исторические сведения: воспоминания старожилов, свои детские воспоминания, старается возродить утраченный промысел.

Мастер

Мастер Виктор Иванович Потапов. Фестиваль «Русское поле – 2012». Москва, Коломенское

Существование гончарного промысла в городе Богородицке подтверждено историческими сведениями: самое раннее упоминание о производстве кирпича в Богородицком уезде относится к 1812 году. В 1826 году насчитывается уже 5 заводов, а в 1841 году к ним добавляется кафельное и гончарное производство. Документы того времени свидетельствует, что Прохор Рудаков из мещан нанял скопинских мастеров, которые исстари были известные гончары. В 1860 году 11 предприятий делали огнеупорный кирпич и черпаки для чугуноплавильных заводов.

Кирпичи

Кирпичи с клеймами «Гр. А.П.Б.» и «Гр. А.А.Б.». Вторая половина XIX века. Богородицкий дворец-музей и парк

«Гр. А.П.Б.» – граф Алексей Павлович Бобринский. Из такого кирпича сложены корпуса бывшего Богородицкого сахарного завода, северная и южная дворцовые пристройки.
«Гр. А.А.Б.» – граф Алексей Алекасеевич Бобринский.

При чем же здесь игрушка? А все дело в том, что, если есть кирпичный промысел, то рядом с ним всегда будет и гончарный или горшечный, как обычно его называли. В 1909 году 13 богородчан имели единственный заработок – изготовление глиняной посуды, а игрушка – это сопутствующий товар, стоил он сущие копейки. Мастер их делал своим и соседским детям на забаву. В позапрошлом веке в Богородицке на Казанской или Рождественской ярмарке бойко шла торговля кожевенным, бондарным, сельскохозяйственными и игрушечным товарами. Игрушки также можно было купить у парикмахера, т.к. игрушечной лавки не было. Глиняную игрушку лепят во всех уголках земного шара, и в каждой области бескрайной России. Один только Тульский край дал одоевскую, тульскую городскую игрушку и филимоновскую, Богородицк в этом ряду сейчас упоминается все чаще и чаще. Что же это за игрушки такие?

Богородицкая игрушка

Богородицкая игрушка В.И. Потапова. Фестиваль «Русское поле». Москва, Коломенское, 2012 г.

Богородицкая игрушка

Богородицкая игрушка В.И. Потапова. Фестиваль «Русское поле». Москва, Коломенское, 2012 г.

Начало XX в. ознаменовано небывалым подъемом различных промыслов по всей России, чему способствовали высокие выдающиеся художники и меценаты эпохи Серебряного века. Получили развитие мастерские по ткачеству, вышивке и кружевоплетению, появилось свое маленькое «Абрамцево» – Богородицкая женская гимназия. Чистописание и изобразительное искусство преподавал в ней Борис Никитич Денисов, но история не оставила ни его портрета, ни того, как сложилась дальнейшая его судьба, только рассказ его ученицы Синявиной Веры Ивановны, дочери купца Синявина. Простая незатейливая свистулька без росписи привлекла внимание учителя. Богородицкая игрушка была на первый взгляд ничем не примечательна, а добавь ей красок и это чудо сможет увидеть каждый. И вот ученицы женской гимназии в течение всего учебного года лепили и раскрашивали глиняную игрушку. А когда приходило время ярмарки, устанавливали прилавки и продавали игрушки. Они были ярче, чем у гончаров, и раскупались очень быстро. Во время обучения в гимназии учащимся преподавалась лепка глиняной игрушки. Какая была роспись у прежних игрушек неизвестно. Некоторые игрушки не расписывались, а обжигались, воронились молоком или покрывались воском, роспись была простой: елочки, кружочки, волнистые линии. Борис Никитич дал роспись игрушке в виде растительного орнамента с сохранением цветовой гаммы – зеленой, красной, желтой и белой. В своих игрушках он изображал героев сказок и былин. Они использовались как комодные игрушки.

Богородицкая игрушка

Богородицкая игрушка В.И. Потапова. Фестиваль «Русское поле». Москва, Коломенское, 2012 г.

В окрестностях города Богородицка добывалась глина нескольких видов: черная, голубая и серая «синика». Для изготовления игрушек подходила голубая «синика», приобретавшая после обжига бежевый или белый цвет. Последний изготовитель игрушек – гончар Дмитрий Павлович Муратов. Именно он возрождал игрушку – свистульку «Утица», «Воин на коне», колокольчик «Дин-дон». Изделия расписывались глиной, воронились молоком и воском с медом, поливались свинцовой глазурью. В тяжелое послевоенное время они пользовались славой на всю округу. В воспоминаниях детских лет Виктор Иванович Потапов говорит, что в 12 – 16-летнем возрасте познавал изготовление глиняных игрушек в мастерских, это был сложный путь изучения народной культуры. Этот процесс очень деликатный – выберешь не ту краску или завиток в орнаменте не такой закрутишь, все испортишь. Вот в этом искусстве – чувствовать нюансы, Виктор Иванович следовал заветам старых мастеров, слушая рассказы Веры Ивановны о тонкостях росписи игрушек. Виктор Иванович, как сам вспоминает, в словах почтенной женщины не сомневался, потому что видел эти игрушки в Богородицком краеведческом музее: они разбились, украли, или их посчитали недостойным быть музейными экспонатами? Сейчас уже никто не ответит, и предъявить их нельзя – время безжалостно. Но, когда делали раскоп (1992 – 1999 гг.) на месте дома А.Т. Болотова в парке, то нашли изразцы печи, фарфоровую и керамическую посуду и глиняные игрушки, обнаружили и каминный колокольчик в виде барышни.

Фрагменты изразцовых печей

Фрагменты изразцовых печей. Богородицкий дворец-музей и парк

Глиняные игрушки

Глиняные игрушки. Богородицкий дворец-музей и парк

Сохраняя традиционные сюжеты богородицкой игрушки, Виктор Иванович разрабатывает новые игрушки по сюжетам сказок и былин. Сейчас свои возрожденные изделия он старается вынести на суд народа во время проведения фестивалей, во время ярмарок.

Колокольчики

Колокольчики «Царевич» и «Кисейная барышня». Автор В.И. Потапов. Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Колокольчик. Коллекция О. Поповой

Богородицкая игрушка

Богородицкая игрушка В.И. Потапова. Фестиваль «Русское поле – 2013». Москва, Коломенское

Богородицкая игрушка

Богородицкая игрушка В.И. Потапова. Фестиваль «Русское поле – 2014». Москва, Коломенское

Богородицкая игрушка

Богородицкая игрушка В.И. Потапова. Фестиваль «Русское поле». Москва, Коломенское, 2014

Богородицкая игрушка

Богородицкая игрушка В.И. Потапова. Фестиваль «Сказки деда Филимона – 2017». Одоев

Люди с большим удовольствием покупают эти изделия, проявляют большой интерес к тем игрушкам, которые пришли к нам из далеких времен.

Елена Дьякова
Фото В. Леонова

Источники:
Буклет МУК «Центр народной культуры и ремесла муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района»
Личная беседа с В.И.Потаповым

Добавить комментарий