Колокольчики и народные промыслы

Колокольчик в традициях федоровской игрушки

В последнее время на выставках-ярмарках и различных конкурсах среди мастеров народного творчества обратила внимание на новую для себя глиняную игрушку. Уверена, что эта игрушка покажется незнакомой и многим нашим читателям, из-за того, что промысел, появившийся много лет назад, по каким-то причинам не сохранился в достаточной степени и утратился как материально, так и в сознании поколения.

Фёдоровская игрушка. Колокольчик

Колокольчик. Автор Елена Кудрова, Тамбов. Коллекция Ю. Чуриловой

Мастер
Фёдоровская игрушка. Колокольчик

Колокольчик. Автор Елена Кудрова, Тамбов. Коллекция О. Поповой

Но, благодаря воодушевленным современным керамистам, прилагающим все свои силы на реконструкцию и возрождение этого промысла, потихоньку, как крошечная мозаика, воссоздаются удивительные гончарные изделия, появляются формы, вспоминаются сюжеты и зарождается связь с прошлым, которая и служит богатой основой для знакомства с федоровской глиняной игрушкой.

Фёдоровская игрушка. Колокольчики

Кудрова Е.С. Колокольчики

Своё название глиняная игрушка получила благодаря деревне, где и зародилась. Деревня Федоровка Тамбовской области Бондарского района Кривополянского сельского совета упоминается в документах ревизской сказки с 1833 года под названием: "Деревня Федоровка". Наиболее раннее упоминание деревни Федоровка (ранее Зайцево) обнаружено в архивных документах ХVIII века: "Экономические примечания, составленные при генеральном межевании, содержат сведения о количестве дворов, численности и занятости населения, природных условиях и пр. … в т.ч. по дер. Федоровка-Зайцево. Ольги Серг. Зайцевой, Николая Петр. Зайцева, Е. П Косолаповой и др. л. 79-80......Федоровка(Зайцево) при р. Керше, 33 двора, 138 м., 137ж....- /1783 г./ План Деревни Федоровка-Зайцево и ее земельной дачи".

В этой деревне, расположенной в живописной лесной местности, богатой залежами красножгущейся глины, практически в каждом доме жили и работали местные гончары. Посуду делали как чернолощеную, так и глазурованную. Делали миски, вазы, копилки, кувшины, кадильницы, "мостюшки" (небольшие горшки и довольно широкая категория некрупной посуды), "безымёнки" (горшки меньше 1 литра), корчаги, формы для Пасхи.

Фёдоровская керамика

Фёдоровская керамика

Фёдоровская керамика

Фёдоровская керамика

Фёдоровская керамика

Петушок из коллекции Каллас Е.С.

Фёдоровская керамика

Автор Попков П.Я.

Наряду с утилитарными предметами, простых функциональных форм с минимальным декором, широкое распространение получили "нарядные" декорированные налепами изделия, в создании которых, местные мастера давали волю своей фантазии и проявляли природный художественный вкус.

Излюбленным сюжетом, украшающим многочисленные сосуды — кувшины, горшки, крынки — являются сцены охоты. На многих из них с поразительной точностью в деталях (козырек фуражки, сапоги с отворотами, куртка с погонами, охотничья сумка, ремень и даже мушка на ружье, иногда висящий за спиной трофей - подстреленный заяц или птица) изображена фигурка охотника, преследующего добычу. Это могут быть летящие по небу гуси, удирающий лис, волк, заяц или даже огромная рыбина. Часто охотника сопровождает собака, опущенные уши и стройные ноги которой указывают на ее охотничью породу. Лесной ландшафт вокруг изображался лаконично-условно вылепленными деревьями, очень напоминающими славянский символ Древо жизни.

Фёдоровская игрушка

Всадник

В отличие от большинства гончарных и игрушечных промыслов, где обычно существовало разделение (мужчины - занимались гончарством, а женщины - игрушкой), в Федоровке гончарили в основном женщины, а игрушкой занимались мужчины. За редким исключением женщины лепили игрушки и свистульки для местной ребятни.

Глину заготавливали зимой. Рыли шурфы диаметром 2,5 метра, глубиной 6 метров. Изделия, в том числе и игрушки, сушились на специально устроенных деревянных полках, досушивали их на печке. Для обжига в деревне строили горны (в 70-80-х годах их действовало 5-6). Пользовались каждым горном несколько семей по очереди. Промысел успешно функционировал вплоть до 90-х годов ХХ-го века. В конце 80-х годов федоровская гончарная посуда в большом объеме реализовывалась на рынках Тамбова и городах области, а также вывозилась грузовиками в другие области (в основном в Ленинградскую). Игрушки и мелкую пластику мастера реализовывали на ярмарках и выставках. Во второй половине ХХ века яркими представителями промысла были Г.С. Иванов, П.Я. Попков, П.Н. Павлов, П.Л. Харитонов, Н.Я. Чиглов.

Фёдоровская игрушка

Автор Иванов Григорий Сергеевич

Фёдоровская игрушка

Автор Иванов Григорий Сергеевич

В 70-х годах федоровскую керамику экспонировали на выставках ВДНХ, ее активно приобретали музеи и коллекционеры страны. Одна из работ Г.С. Иванова, изображающая гончара за работой, экспонировалась на всероссийской и всесоюзной выставке народного прикладного искусства в манеже в 1977 году. И тогда к его прежним званиям лауреата всероссийских выставок 1973 и 1977 годов прибавилось высшее — лауреата всесоюзной выставки. О художественной значимости произведений федоровских мастеров говорят их высокие награды за вклад в развитие народного искусства, медали ВДНХ СССР, звания лауреата всесоюзных выставок, звания "Народный мастер".

Образцы традиционной федоровской керамики, как игрушки, так и посуды, хранятся во многих частных собраниях и музеях страны. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный дом народного творчества, Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства, Тамбовский областной краеведческий музей в своих коллекциях имеют образцы изделий федоровской керамики.

Фёдоровская игрушка

Два льва и голова ягненка. Коллекция Бондарского музея

Фёдоровская игрушка

Коллекция Бондарского музея

Фёдоровская игрушка

Сцена охоты, наверху стоял охотник с собакой, лежит убитый гусь. Коллекция Бондарского музея

Уникальность традиционной федоровской керамики заключается и в неповторимых сюжетных "налепах" на посуде, и в не менее выразительной глиняной игрушке, которая сочетает в себе эффектную архаичность, изысканность пластики и строгий гармоничный декор.

В настоящее время реконструкцией и восстановлением игрушки и гончарной посуды занимаются керамисты Каллас Екатерина Станиславовна и Кудрова Елена Семеновна. Овладеть мастерством им помогают мастера Попкова О.П. (1934 г.р.), Попков П.Я. (1932 г.р., награжден правительственными наградами за вклад в сохранение и развитие народной культуры), Корчагина Н.А. (1930 г.р.), Денисова Н.Г (1933 г.р.).

Фёдоровская игрушка

Автор Кудрова Е.С.

Фёдоровская игрушка

Автор Кудрова Е.С.

Фёдоровская игрушка

Автор Кудрова Е.С.

Фёдоровская игрушка

Автор Кудрова Е.С.

На ярмарках-конкурсах мне лично удалось познакомиться с Еленой Семеновной Кудровой и ее изделиями. Игрушка заинтересовала, особенно новыми для меня раскрылись сюжеты, а также техника использования орнамента, или налепов на изделии. Благодаря мастеру, в моей коллекции теперь есть и колокольчик, выполненный в традициях федоровской игрушки. Совершенно очевидно, что народная керамика Тамбовского края заслуживает не только тщательного изучения, но и возрождения ее традиций в современном декоративно-прикладном искусстве.

Юлия Чурилова

Е.С. Каллас "Развитие гончарного промысла в России (на примере Тамбовского региона)"
Е.С. Каллас "Изучаем традиционную керамику Тамбовщины"
Е.С. Кудрова "Творческое и духовное наследие Тамбовского региона на примере фёдоровской керамики"

Добавить комментарий