Колокольчики и народные промыслы

Колокольчики в традициях кожлянской глиняной игрушки

С приходом весны и теплых солнечных дней захотелось устроить себе небольшое путешествие, но не простое – с шашлыками в лес, а интересное, захватывающее, ну и конечно, связанное с колокольчиками. Решено было отправиться в Курскую область, а точнее в город Курчатов, неподалеку от которого находится деревня Кожля – родина кожлянской глиняной игрушки.

Только сейчас я начала осознавать насколько я опоздала и обидно от того, что раньше не было возможности посетить центры знаменитых народных промыслов, родину глиняных игрушек именно тогда, когда были живы и еще творили потомственные бабушки-мастерицы. Конечно, радует тот факт, что некоторые мастера продолжают традиции кожлянской игрушки, ее можно встретить на выставках, ярмарках, в музеях. Но хотелось бы пообщаться с бабушками-мастерицами, которые с детства видели, как лепилась игрушка и постигали секреты мастерства от своих матерей.

Кожлянская игрушка

Кожлянская глиняная игрушка. Автор О.И. Дериглазова, нач. 19 в.

Кожлянская игрушка

Кожлянская глиняная игрушка. Автор Т.В. Коробова

Кожлянская игрушка

Кожлянская глиняная игрушка. Автор Н.А. Маслова

В Курчатове сейчас находится музей народного гончарства, основанный Татьяной Евгеньевной Скобликовой – журналистом, преподавателем, исследователем и мастером кожлянской игрушки. В витринах этого музея хранятся глиняные свистульки, фигурки и игрушки потомственных мастериц этого промысла. Экскурсию для нас провела молодой мастер, ученица В.В. Ковкиной и Т.Е. Скобликовой, продолжатель и хранитель кожлянских традиций – Анастасия Неволина. Она занимается игрушкой уже 13 лет, участвует в конкурсах, ярмарках, руководит кружком "Народное гончарство".

Узнав о моей коллекции, Анастасия согласилась выполнить колокольчики в традициях кожлянской глиняной игрушки. Один из них – это барышня с кошкой и с корзиной, а другой – собственная разработка мастера: гроздь колокольчиков с традиционным орнаментом, характерным для кожлянской игрушки. Но о нем немного позже.

Колокольчик

Колокольчик "Барышня с кошкой и корзиной". Автор А.Неволина. Коллекция Ю.Чуриловой

Колокольчик

Колокольчики с традиционной кожлянской росписью. Автор А.Неволина. Коллекция Ю.Чуриловой

Колокольчик

Колокольчик "Барыня". Автор А.Неволина. Коллекция О.Поповой

Эти сказочные по обличью и добрые по характеру игрушки родом из села Кожля. Когда-то эта территория была впервые заселена выходцами из Украины и первоначальное название было Козля, что означало "коза", ведь согласно легенде, здесь паслось много диких коз. Точной даты зарождения промысла не известно, как и в других местах, где были залежи глины, мужчины занимались гончарством, а женщины лепкой игрушек. Ремесло это передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери, развиваясь и снова возрождаясь, не смотря на тягостные моменты в истории страны. Одной из последних бабушек-мастериц кожлянской глиняной игрушки была Валентина Венедиктовна Ковкина. К сожалению, в сентябре 2012 года ее не стало, но благодаря ее ученицам промысел жив и развивается.

Кожлянская игрушка

В.В. Ковкина

Кожлянская игрушка

Дом В.В. Ковкиной в селе Кожля

Кожлянская глиняная игрушка изготавливается из местной глины серовато-синеватого оттенка, которая после обжига становится совершенно белого цвета. В кожлянской игрушке выразительность достигается своеобразной конфигурацией глиняных фигурок, расписанных вдоль и поперек, обычно четырьмя цветами: красным, синим, желтым и зеленым. Или цветами, их дублирующими – малиновым, фиолетовым, зеленым и желтым. Эмоциональный настрой персонажей – баб и мужичков, домашней живности – передается также посредством обозначения глаз, рта и ноздрей наколками и насечками, чаще всего без раскраски.

Кожлянская игрушка

Игрушка-перевертыш. Автор В.В. Ковкина

Кожлянская игрушка

Игрушки В.В. Ковкиной

Кожлянские игрушки очень забавные и добрые: кошки играют на гармони, петухи катаются верхом на баранах, люди с объемными свистками сзади в профиль выглядят как диковинные сказочные существа. Каких персонажей здесь только нет - и заяц с морковкой, и белочка с орешком, и петух, и индюк. Популярен сюжет "барыня", но ее никогда не лепили с пустыми руками, подчеркивая ее трудолюбие. В правой руке, у нее всегда животное-свисток, обязательно домашнее животное – кошка, собака или уточка, на голове – шляпка-таблетка. Ее юбка расписана косой решеткой синего и красного цветов поочередно. Самая значимая игрушка в кожлянском промысле – игрушка-перевертыш в виде всадника на лошади с лицом и спереди, и сзади. Таким образом, игрушка из Кожли не была совсем интерьерной, а скорее наоборот, создана для детей, для игры и веселья.

Кожлянская игрушка

Работы Т.Е. Скобликовой

Кожлянская игрушка

Эскиз горна и игрушек из местной глины - синяя до обжига, белая - после обжига

Но главная отличительная особенность игрушки из Кожли от других народных игрушек в том, что это всегда игрушка-свистулька, поэтому большое внимание мастера уделяют технологии изготовления свистка, ведь надо не только красиво вылепить изделие, но и заставить его звучать разными переливами. Ну как такая игрушка не может не нравиться детям? Представляю, какие звуки и мелодии сопровождали старинные ярмарки, на которые съезжались мастера-игрушечники из Кожли. Но свистулька-игрушка была не только для забавы детям, ее рисунок нес информацию о наших предках, их жизни, традициях и надеждах о счастливом будущем. Орнамент на изделиях также рассказывает об окружающем мире, красоте. Петухи, козы, кони, они не просто были изображаемыми животными, они все представляли собой символы веры в солнце, жизнь и силу родной земли.

Кожлянская игрушка

Основные сюжеты росписи кожлянской глиняной игрушки

Роспись по кожлянской глиняной игрушке наносится яркими красками с помощью гусиного перышка, разные штрихи и линии складываются в сеточку, веточки, волнистые линии:

орнамент "сеточка" – это вспаханное поле, символизирует достаток, благополучие, символ женского начала в природе;

орнамент "горошины" – это семена, которые мы сеем в землю, символ плодородия;

орнамент "косые линии" олицетворяют дождь, ведь чтобы получить урожай, нужна вода;

орнамент "растительные знаки" символизирует взаимосвязь всего в мире, символ долгой жизни, семейного достатка и процветания;

орнамент "волнистые линии" рассказывает о воде, но не с неба, а на земле. Это реки, озера и т.д. Обычно обозначались эти линии не по одной, а по три, а средняя - обязательно другим цветом. Это обозначение имело и религиозный смысл. Первая линия – это берег одной жизни, средняя – это ворота в другую жизнь, нам неведомой, а третья – это граница того мира, другими словами – это путь к тайным знаниям;

орнамент "прямые линии" – подразумевает человеческую дорогу, а другими словами жизнь. И то же самое – три линии, средняя обычно другого цвета, человек по жизни идет по средней полосе, а справа – его хорошие дела, а слева – плохие;

орнамент "звезды" – это человеческие мечты, знак разума и просветительских мыслей. Также, звезды считались дырками в небосводе, сквозь которые боги наблюдают за людьми.

Кожлянская игрушка

Авторская роспись В.В. Ковкиной

Это самые популярные орнаменты, которые наносили мастера на свои изделия, но время не стоит на месте, все развивается, появляются новые оборудования при работе с глиной, более яркие и стойкие краски, а также новые мысли и идеи. Валентине Венедиктовне Ковкиной принадлежит разработка новых орнаментов в кожлянской игрушке в 1995 году и одобренная искусствоведами:

орнамент "виноградная лоза" – в нем отражается радость и красота сотворения семьи, символ плодовитости;

орнамент "нераспустившиеся бутоны" – знак женского счастья, красоты и детей.

Сейчас кожлянская игрушка известна во всем мире. Работы О.И. Дериглазовой и В.В. Ковкиной хранятся в лучших музеях нашей страны, в частных коллекциях во Франции, Японии и других странах. Радует тот факт, что и традиции кожлянских мастериц сохраняются и развиваются. Кожлянская глиняная игрушка – простая по форме, яркая и веселая по раскрасу, стала настоящим символом Курского края.

Кожлянская игрушка

У.И. Ковкина (1902-1994), О.И. Дериглазова (1912-2004). Свистулька-корова и свистулька-всадник. 1988.
Государсвенный Русский музей. Фото О. Поповой

Юлия Чурилова