Колокольчики и народные промыслы

Риштанская керамика

Риштанская керамика получила свое название от города Риштан в Ферганской области Узбекистана, зародилась в глубоой древности. Керамика – традиционное искусство Риштана. К концу XIX века город стал одним из крупнейших центров в Средней Азии по выпуску глазурованной посуды. Риштанцы создали свой неповторимый стиль в изготовлении керамики.

Риштанская керамика

И. Камилов (1926-). Блюдо-ляган "Дамтавок" (1971). ГМЗ "Царицыно". Фото О. Поповой

Первыми гончарными изделиями риштанских мастеров считается посуда бирюзово-медного цвета (кабуди мисин). Её покрывали глухой поливой и подкрашивали окисью меди. Позже стали изготавливать изделия из фаянса (чинни), они украшались тонким кружевом росписи, а под кружевом была глухая бирюзовая полива. Эта техника была забыта со времен средневековья, но вновь восстановлена риштанскими мастерами (Усто). Считается, что впервые восстановили данную технику братья Усто Абдуджалол и Усто Абдуджамил.

Колокольчик

Колокольчик. Мастерская Рустама Усманова
Коллекция Н.Степановой

Колокольчик

Колокольчик. Мастерская Рустама Усманова
Коллекция Н.Степановой

Среди риштанских мастеров-керамистов, существовало строгое разделение на две группы. Первая группа – это кузагары и танурчи. Мастера редко использовали поливу в своих изделиях. Они были искусными формовщиками, изготавливали крупные сосуды, вазы, кухонную утварь и печи для выпечки хлеба. Другая группа мастеров – тавокчи, они выделывали расписную глазурованную посуду. Между мастерами обеих групп существовало определенное соперничество, т. к. каждые считали себя настоящими знатоками своего дела.

Риштанская керамика

Фото В. Леонова

Риштанская керамика с прошлых веков пользовалась большим спросом на Востоке, т.к. там особо почитался бирюзовый цвет, так же форма посуды соответствовала предпочтениям местных населений.

В конце XIX в. изделия риштанских мастеров были представлены на всероссийских выставках. Их керамика побывала на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., ее сравнивали с лучшими европейскими майоликами.

Риштанская керамика

Риштанская керамика на выставке-ярмарке "Ладья-2010"

В риштанской керамике декоративность объединена с практическим применением, а функциональность с художественным образом изделия. Польза и красота – два неразрывных качества керамического искусства большинства школ Узбекистана, и не только риштанской.

Сейчас можно встретить произведения мастеров Риштана в музейных собраниях Узбекистана и других стран, но авторство у изделий чаще всего не представлено.

Колокольчик

Колокольчик. Мастерская Рустама Усманова
Коллекция О.Поповой

Колокольчик

Колокольчик. Автор Мирджахонгир Рахимов, Бухара, Узбекистан
Коллекция О.Поповой

Риштанскую керамику легко можно отличить от любой другой по кобальтовой и бирюзовой поливе. Посуда или сине-голубая или зелено-голубая. Предпочтение отдается растительным узорам, геометрический орнамент встречается редко. Все эти легкие и непринужденные узоры и цвета на изделиях риштанских мастеров передают характер и культуру Узбекистана, неповторимого мира Востока.

Анна Горбунова

По материалам статьи Людмилы Кодзаевой "Керамика Риштана: традиции и мастера" (библиотека Виртуального объединения художников-керамистов), иллюстрации, риштанские мастера.