Колокольчики и народные промыслы

Керамика Валлориса

Интерес к керамике, народным ремеслам и колокольчикам привел нас этой осенью в прованский городок Валлорис (Vallauris), жители которого с глубокой древности занимались производством керамической посуды.

В своем рассказе я постараюсь расставить акценты на некоторых фактах, которые запомнились и впечатлили во время этой поездки.

В русскоязычном интернете очень мало материалов о керамике Валлориса, поэтому, воспользовавшись онлайн переводчиками (французского не знаю, к сожалению), мне посчастливилось найти замечательную книгу французского ученого Жана Фердинанда Петруччи «Гончары и керамика в Валлорисе (1501-1945)» (Jean Ferdinand Petrucci «Les potiers et les poteries de Vallauris (1501-1945) – http://www.petruccijean.com/Vallauris/01_.htm – ссылка не работает – 26.06.2015), в которой он тщательно изложил результаты всестороннего исследования гончарства в Валлорисе. Сам автор вырос в Валлорисе, где он и его семья делали глиняную посуду.

Развитие производства в Валлорисе началось в 16 веке, когда в город, опустошенный чумой, переселились итальянцы, среди которых, предположительно, были гончары из Генуи и Албисолы, и продолжалось на протяжении всех последующих веков. Сначала изделия изготавливались небольшими партиями, обеспечивающими продукцией сам Валлорис и соседние города. Затем, с появлением крупных фабрик, продукция стала поставляться уже на экспорт. В основном это была кулинарная керамика.

jaspee

Отделка «jaspee». Фото с сайта petruccijean.com

По форме продукция была самая многообразная. К 1920 году в Валлорисе сформировался определенные стили ее отделки:
– «ordinaire» – внешняя сторона ничем не покрыта, внутренняя покрыта красной или желтой эмалью;
– «vernie» – внешняя сторона золотисто-желтая, внутренняя – красная или светло-желтая;
– «jaspee» – внешняя сторона лимонно-желтая с полосками-прожилками, внутренняя – красная или светло-желтая.

Свистулька соловей

«Dourgues» или «соловей»
Рис. О. Поповой

Кроме посуды в Валлорисе делали глиняные игрушки и сувениры. В своей работе Жан Фердинанд Петруччи указывает, что их разнообразие настолько велико, что в рамках исследования описать все объекты просто невозможно, поэтому он представил основные, самые распространенные.

Среди них можно заметить водяные свистульки. Их называют «Dourgues» (по названию старинного выпуклого кувшина 17 века с двумя ручками – сверху и сбоку) или соловьями (rossignols). Если такую игрушку заполнить водой и подуть в носик, то звук будет напоминать пение соловья. Такие игрушки были распространены во второй половине 20 века.

Dourgues соловей

«Dourgues» или «соловей»
(с отколотой верхней ручкой)
Фото с сайта petruccijean.com

Колокольчиков среди этих игрушек и сувениров нет.

Кризис 30-х годов 20 века, а так же появление металлической посуды привели к снижению спроса на керамические изделия и спаду их производства.

Былую славу Валлорису, как керамическому центру, вернул Пабло Пикассо. В 1948 году он поселился в Валлорисе и стал заниматься гончарным ремеслом.

Вот как Роланд Пенроуз в книге «Пикассо: Жизнь и творчество» описывает приезд Пикассо в Валлориc: «Помня свою еще довоенную поездку сюда вместе с Элюаром к одному старому гончару, Пикассо снова предпринял пятикилометровое путешествие по направлению к склонам холмов позади Гольф-Жуана, где он тогда останавливался, и на сей раз завел дружбу с гончаром Жоржем Рамье и его женой, чья гончарная фирма под названием «Мадура» бросала вызов царящему вокруг общему упадку. Во время своего первого посещения их заведения Пикассо взял в руки немного глины и позволил себе развлечься, вылепив несколько маленьких фигурок. После этого минул целый год, тем не менее, когда летом 1947 года он возвратился сюда, то с восхищением обнаружил, что его работа подверглась обжигу и была сохранена со всем тщанием. С того момента Пикассо начал всерьез интересоваться керамикой, и вокруг него стала расти новая сфера деятельности, в которой за ним, как за признанным лидером, следовала целая плеяда молодых художников».

На центральной торговой площади Валлориса установлена скульптура «Человек с ягненком», подаренная художником городу. «Центральная площадь Валлориса, 6 августа 1950 г. Под платанами – большая толпа горожан и туристов с фотоаппаратами. Гирлянды из разноцветных лампочек на ветвях деревьев. Что здесь празднуют?
Вот установленный на массивном кубе из камня Человек с ягненком, созданный семь лет назад на Гранд-Огюстен. Пабло дарит его Валлорису. На балконе отеля «Ренессанс» транспарант – «Валлорис благодарит Пикассо»
, – рассказывает об открытии скульптуры Анри Жидель в книге «Пикассо».

Музей Пикассо в Валлорисе

Музей Пикассо в Валлорисе

Человек с ягненком

Пикассо, «Человек с ягненком» на площади в Валлорисе

Неожиданным открытием для меня стал интерес к керамике знаменитого актера, легенды французского кино Жана Марэ. Увлекшись гончарным ремеслом и скульптурой на склоне лет, в 1980 году он переехал в Валлорис для того, чтобы рисовать, лепить и ваять, что он и делал до самой смерти.

Керамика в городе повсюду – в небольших магазинах, в галереях, музеях. Улицы украшены большими глиняными горшками. Мы успели заглянуть в керамические лавки, расположенные только на главной улице города – Жоржа Клемансо. При всем многообразии посуды и сувениров, только в одной из них нашли колокольчики.

Блюдце с теркой для чеснока

Улица Жоржа Клемансо

Блюдце с теркой для чеснока

Популярный современный сувенир – блюдце с теркой для чеснока

Колокольчик

Колокольчик. Валлорис, Франция
Коллекция О.Поповой

Валлорис. В магазинах на улице Жоржа Клемансо

В магазине на улице Жоржа Клемансо

Валлорис. В магазинах на улице Жоржа Клемансо

В магазине на улице Жоржа Клемансо

На первый взгляд трудно выделить какой-либо характерный стиль современной керамики Валлориса, в отличие, например, от Албисолы, где доминирует сине-белый цвет. Пожалуй, из увиденного я бы выделила обилие кувшинов всех мастей и доминирование желто-оранжевого цвета с красно-зеленой росписью, изображающей лимоны, оливки, подсолнухи, цикады и пр.

В городе имеется Национальный музей Пикассо, музей керамики, сотни гончарных мастерских, множество галерей, школа изобразительного искусства и керамики и др. Регулярно проводятся семинары, выставки, конференции. Во время нашей поездки в Валлорисе проходила XXII Международная биеннале керамики.

Валлорис. В магазинах на улице Жоржа Клемансо

Один из стендов Музея керамики

Валлорис является членом Ассоциации городов керамики Франции.

Ольга Попова
Фото В. Леонова, О. Поповой

Источники:
http://www.petruccijean.com/ – ссылка не работает – 26.06.2015
http://www.vma.asso.fr/villes.html
http://www.vallauris-golfe-juan.fr/
http://www.picasso-pablo.ru/
http://www.colceram.online.fr/
http://fr.wikipedia.org/wiki/Poterie_de_Vallauris

Комментарии