Колокольчики и народные промыслы

Ростовская чернолощеная керамика

Изготовление лепной глиняной посуды в Ростовском крае относится ко 2 тысячелетию до н. э., а гончарной - к X в. нашей эры. К одному из наиболее эффектных образцов керамики относятся чёрнолощёные изделия, по внешнему виду напоминающие чугунные или металлические. Способ получения такой посуды был освоен в XVI в. Чтобы изготовить чёрнолощёную посуду поверхность подсушенных изделий ещё до обжига заглаживают – лощат специальным инструментом – лощилом (им мог служить гладкий камушек). При этом на поверхности можно получить незатейливые орнаменты. Затем идёт обжиг в коптящем пламени без доступа кислорода (морение). В результате этого изделие имеет серебристо или смолисто – чёрную глянцевую поверхность. Полученный оттенок зависит от того, какой породы дрова выбраны для обжига.

Колокольчик

Колокольчик. Коллекция Д. Боганова

Ростовская чернолощеная керамика. В мастерской

В мастерской. Фото О. Поповой

Ростовская чернолощеная керамика. В мастерской

В мастерской. Фото О. Поповой

Колокольчики

Колокольчики. Коллекция О.Поповой

Ростовская чернолощеная керамика

Ростовская чернолощеная керамика на "Ладье - 2017". Фото О. Поповой

Изготовление чернолощёных изделий процветало в Ростове и окрестностях в XIX в. Изделия широко сбывались на местных базарах, а также во время ежегодной, знаменитой ростовской ярмарки (третьей по значению в стране после Макарьевской и Нижегородской).

Керамический промысел просуществовал до 50-х годов XX в., а затем угас. В настоящее время образцы местной керамики можно увидеть только в музее-заповеднике "Ростовский Кремль" и Музее этнографии в Петербурге.

С 1998 года на территории Ростовского кремля существует мастерская А.И. Шабалова, в которой пытаются возродить угаснувший промысел. Здесь все делают как встарь вручную, не используя ничего, кроме глины: посуду - кринки, горшочки, бальзамники; отливают и звонкие керамические колокольчики, лепят игрушки.

Изделия мастерской изготавливаются способом шликерного литья, а не на гончарном круге, что значительно облегчает их вес. Модернизирован способ морения керамики, благодаря которому полученная мореная поверхность полностью аналогична традиционным образцам, хранящимся в музее.

В мастерской

Девушка работает над созданием очередного колокольчика.
Фото Д. Боганова

Источник:
Е.В. Брюханова "Ростовская керамика возрождается" (zvon.yaroslavl.ru)