Фотографий колокольчиков на выставке: 320
Колокольная галерея

Хохломская роспись

 Коллекция О.Поповой
Коллекция О.Поповой
 Коллекция Л.Францек
Коллекция Л.Францек
ПО "Хохломская роспись" г. Семенов. Размер 11x13 см. Коллекция И.Семаковой
ПО "Хохломская роспись" г. Семенов. Размер 11x13 см.
Коллекция И.Семаковой
Колокольчик - шкатулка, хохломская роспись, автор Баранова Т.В.
Колокольчик-шкатулка
Автор - Татьяна Баранова
Автор формы - Владимир Дашков
Фото с выставки-ярмарки "Ладья-2009"
Колокольчик, хохломская роспись, автор Нечаева Р.Н.
Колокольчик
Автор - Римма Нечаева
Фото с выставки-ярмарки "Ладья-2009"

Хохломская роспись по дереву возникла во 2-й половине XVII-го века на территории современного Ковернинского района Нижегородской (Горьковской) области. Название промыслу дало село Хохлома той же области, где c XVIII-го века до начала XX-го торговали расписной деревянной посудой, изготовленной в деревнях и селах. Для хохломской росписи характерны золотой, черный, красный, зеленый, иногда коричневый и оранжевый цвета. Секретом "золота" хохломы является применение алюминиевого (серебряного или оловянного) покрытия. Именно этот металлизированный слой в сочетании с лаковым покрытием, прогретым до высокой температуры, дает впоследствии золотистый эффект.

Перед росписью изделие тщательно готовят. Сначала из просушенной древесины делают грубые заготовки, затем их обрабатывают на токарном станке. Полученные полуфабрикаты шпаклюют, грунтуют, покрывают олифой, затем лудят, то есть покрывают алюминиевым порошком. Полученная заготовка, покрытая ровным металлическим блеском, готова к росписи.

Каждый этап подготовки изделия сопровождается высушиванием, температура и длительность которого зависят не только от размера заготовки или вида древесины, но и от опыта мастера, владеющего секретами ремесла.

Хохломским изделиям свойственны два типа росписи - "верховая" и "под фон".

При "верховой" росписи узор наносится на металлизированную поверхность. Примером верхового письма является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками.

При росписи "под фон" мастер сначала делает тонкий рисунок, потом заполняет фон черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы серебристыми, потом мелкими штрихами украшает их.

Часто по окрашенному фону пишут мелкий травный узор - "приписку".

Для нанесения простого орнамента применяют штампики, которые вырезают из шляпного войлока, гриба-дождевика и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. При выполнении мотивов "ягодка", "цветок" часто используют круглые тычки из свернутой капроновой ткани.

Есть у художников по хохломе и особые приемы росписи. Например, специальная посадка за рабочим столом, при которой колено является опорой расписываемому предмету; необычный способ держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить длинные линии.

После росписи изделие натирают олифой, дважды покрывают лаком и ставят на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 градусов. Чтобы краски не потеряли цвет, они должны быть термостойкими.

Благодаря прочному лаковому покрытию хохлома не боится ни жара, ни холода, ни воды, поэтому в хохломской посуде можно подавать различные блюда, в том числе и горячие.

Современные изделия создают на фабриках в селе Сёмино Коверинского района и в городе Семёнов. Однако многие мастера за пределами родины хохломы перенимают технологию получения золотого цвета, придавая орнаменту индивидуальные черты.

Материал подготовила
О. Попова

Источники:
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Горяева Н.А., Островская О.В. - М.: Просвещение, 2003
Популярная художесвенная энциклопедия, М.: Сов. энциклопедия, 1986
Народные промыслы. Клиентов А.Е. - М.: Белый город, 2003
remeslennik.ru (Подсобные художественные промыслы России. Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. - М., 1982)

Хохлома Хохлома
Фото с выставки
"Современное народное искусство России"
Вологда, август 2008 г.
Хохлома