Колокольчики и народные промыслы

Богемский хрусталь

Производство хрусталя является сложной технологией, предусматривающей четкое следование всем нормам и спецификациям. На сегодняшний день выделяют следующие основные разновидности хрусталя:
– Горный хрусталь. Это природный кварц.
– Свинцовый хрусталь.
– Бариевый хрусталь. Хрустальное производство в данном случае вместо свинца использует барий.
Богемский хрусталь. При этой технологии вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

Колокольчик

Знаменитый богемский хрусталь. Коллекция Л.Францек

Колокольчик

Коллекция А.Салкуцан

Изготовление хрусталя при помощи бария и свинца происходит при температуре более полутора тысячи градусов. Кроме свинца (бария) данная технология предусматривает использование кварцевого песка и добавок, которые обеспечивают стойкость хрусталя к химическому воздействию.

Богемия – латинское название земель Южной Германии и Чехии. В конце XVI века там возрождалась древнеримская техника резьбы по стеклу. Вначале дорогие сосуды – кубки, чаши – делались из горного хрусталя. Затем стало использоваться стекло. Но старое венецианское стекло было чересчур тонким и хрупким. Поэтому богемские стеклоделы начали применять другое по составу, заменив один из компонентов, соду. Стекло стало толстостенным, и его можно было резать специальным корундовым колесом глубокими гранями. Этот прием по аналогии с огранкой драгоценных камней получил название "алмазная грань".

Предметы из стекла стали крупной статьей экспорта чешских земель еще в XIV веке, когда посуда, сделанная богемскими и пражскими мастерами, распространилась по всей центральной и западной Европе. Чешские ремесленники успешно конкурировали с венецианскими коллегами и в какой-то момент даже отняли у них традиционный рынок сбыта – Ближний Восток. Османские султаны заказывали многие стеклянные предметы только в Чехии.

Однако богемское стекло XVI-XVII веков еще не было хрусталем в полном смысле этого слова. Только в 1676 году в Англии Дж. Рэйвенскрофт в поисках способов имитации бриллиантов стеклом, пытаясь улучшить оптические свойства "лесного стекла", попробовал добавить к нему окись свинца. Такое стекло стало твердым, звонким и прозрачным. Это и был настоящий хрусталь. Он создавал еще больший блеск глубоких пересекающихся граней, а особенно пышная ромбическая огранка получила название "бриллиантовой". Новая технология отвечала эстетике стиля барокко и потому быстро распространилась в Богемии, а затем во Франции и России.

С помощью различных полезных ископаемых к стеклу был добавлен цвет: марганец (розовый), железо (зеленый) и медь (красный).

В искусстве "богемского хрусталя" формировался особенный, неповторимый стиль. Его создателем считается нюрнбергский гравер, ювелир и резчик по камню Каспар Леман (1570-1622). Мастер работал в Праге, при дворе императора Рудольфа II. Леман одним из первых стал применять технику резьбы горного хрусталя к "лесному стеклу", сочетая крупные "алмазные грани" с тончайшей гравировкой и пунктированием. Постепенно у богемского стекла появились свои характерные формы: большие кубки в форме перевернутого колокола и бокалы с крышками и точеными балясовидными ножками. С 1700 года на богемских заводах стали производить люстры и зеркала.

Изделия Императорского стеклянного завода в Петербурге также во многом повторяли богемские.

Современное производство стекла в Чехии представлено двумя старинными традициями – это богемский хрусталь и гладкое расписное стекло. При этом заметно желание сохранить барочные традиции.

По типу обработки стекло бывает: расписное, гравированное и шлифованное.

Секрет богемского хрусталя заключается, с одной стороны, в особых свойствах массы – при застывании она дает очень твердую, чистую поверхность с особым, неповторимым блеском, с другой, в искусстве резчиков и шлифовщиков, заставляющих поверхность сосуда искриться, подобно алмазу. Многовековая традиция шлифовки хрусталя сохранилась до сих пор: хрусталь шлифуется вручную.

Пропорции окиси свинца в богемском хрустале определяют качество бокалов, люстр, игрушек. В марке traditional окиси свинца низкое содержание – 24%, в марке standard – до 30%, а в premium – от 33%, что является эталоном для хрустальных изделий, каждая модель которых может изготавливаться одновременно в 3-х вариантах.

Сегодняшнее чешское стекло – не торговая марка, а название раздела декоративно-прикладного искусства. В нем есть и лидеры, и аутсайдеры, несколько крупных марок и разнообразие стилей.

Прекрасный колокольчик из богемского хрусталя куплен в Праге и по праву украшает коллекцию.

Источники: votpusk.ru, ghz.ru, letun.ru, lendecor.info

Материал подготовила Лариса Францек