Колокольчики и народные промыслы

Добровская глиняная игрушка

27-28 октября в Липецке прошел I Межрегиональный фестиваль-конкурс традиционной народной игрушки. Среди большого разнообразия глиняных игрушек мне посчастливилось найти колокольчики, выполненные в традициях добровской глиняной игрушки.

Керамические колокольчики "Баба" и "Мужик с гармонью" сохраняют в себе форму, технику и основной сюжет добровской глиняной игрушки нач. XX века.

Колокольчик

Колокольчики в традициях добровской глиняной игрушки, автор С.Пастухова. Коллекция Ю.Чуриловой

Добровской глиняная игрушка

С.Ю.Пастухова

Автор этих работ – Светлана Юрьевна Пастухова, живет в г. Грязи, Липецкой области. Закончила художественно-графический факультет Липецкого Государственного Педагогического Университета. Сейчас, здесь же, работает и преподает студентам керамику, а также является руководителем кружка "Живая глина". Как рассказывает сама Светлана Юрьевна, познакомилась она с добровским гончарным промыслом, учась в университете. Ей посчастливилось учиться у мастеров из династии потомственных гончаров Пустоваловых – Ивана Константиновича и Василия Константиновича. Добровская игрушка, буквально, потрясла будущего мастера с первого взгляда, заворожила своей красотой. Светлана Юрьевна сравнивает это чувство с волшебством: "…это настоящее волшебство, когда из кусочка грязи рождается нечто сказочное, его потом можно обжечь, и оно еще свистит. Оно превращается в нечто волшебное, с чем можно жить дальше, что никогда уже не сгорит, не растворится в воде, можно носить с собой, передавать будущим поколениям".

Добровской глиняная игрушка

Автор И.О.Пастухов

Гончарный промысел в с. Доброе Липецкой области зародился в XVII-XVIII вв. и по сравнению с другими гончарными центрами данной области просуществовал дольше всех.

Глиняная добровская игрушка разнообразна: некоторые экземпляры напоминают романовскую глиняную игрушку – для них характерны те же образы животных, та же роспись и выполнены они в виде свистульки. Другой вариант добровской игрушки достаточно тесно переплетается с гончарным делом – нижняя часть женских и мужских фигур повторяют форму глиняной чашки. Что касается цветов, то в основном использовали коричневый, желтый или зеленый ангоб (жидкая глина с пигментом, нанесенная на изделие до обжига), а закрепляли прозрачной или коричневой глазурью. Секреты и мастерство добровских керамистов передавались, в основном, по мужской линии, именно промысел помогал кормить семью. Производство игрушек занимало второстепенную роль, выполнялись они прежде, прежде всего, для детей, родственников, в подарок, но не на продажу. Много игрушек разбивалось, т.к. дети играли с ними, т.е. сначала игрушка именно выполняла практическую функцию, намного позже она стала появляться в коллекциях России и за рубежом.

Добровской глиняная игрушка

Добровская игрушка С.Ю.Пастуховой

В сер. 60-х годов XX века В.К. Пустовалов немного видоизменяет привычный образ игрушки: роспись становится ярче, более красочной, форма юбок выполняется на основе гончарных рюмок, принимает вид перевернутого бокала, чашки или стакана, наблюдается обилие декоративных элементов. Костюм барышни отражает традиционный костюм Добровского района.

По мнению С.Ю. Пастуховой, очень сложно заниматься традиционной игрушкой, ведь каждый мастер мечтает о создании своих, авторских изделиях. Работать в промысле тяжело, т.к. нет уже потомственных мастеров, некому подсказать, помочь. А о традициях нельзя забывать, и нельзя от них отступать. Необходимо найти верных учеников, последователей, т.к. создание традиционных игрушек – это продолжение дела, это слияние душ. Светлане Юрьевне в этом вопросе повезло, она воспитала не одно поколение студентов, а самое главное - её дети тоже увлекаются глиной, делают добровские игрушки, а старший сын принимает участие в выставках и фестивалях.

Юлия Чурилова