Колокольчики и народные промыслы

Карповская керамика

Деревня Карпово находится в Плесецком районе Архангельской области на берегу Долгого озера. Это недалеко от деревни Вершинино – административного центра Плесецкого сектора Кенозерского национального парка. Карпово славится запасами хорошей глины, поэтому в XIX веке и первой трети XX века здесь процветал гончарный промысел.

Изготовлением глиняной посуды занимались мастера Филипп Никитич Богданов, Василий Иванович Вахрамеев, Василий Павлович Шалухин, Фёдор Дмитриевич Вахрамеев.

Карповские миски в музее деревни Вершинино

Карповские миски в музее деревни Вершинино

Посуда в традициях карповской керамики

Посуда в традициях карповской керамики

В отличие, например, от борисовских гончаров, которые занимались гончарством круглый год, карповские мастера делали посуду только с поздней осени до весны. Остальное время отдавалось сельскохозяйственным работам.

В статье "Гончарный промысел Кенозерья" старший научный сотрудник ФГУ НП "Кенозерский" Владимир Шевелев рассказывает о нелегком труде по заготовке глины в Карпове: "Глину для посуды заготовляли в Чёлме на берегу Свиного озера в пяти километрах от Карповой горы. Перевозили её на лодках, иногда - на лошади. В глину добавляли песок, который готовили специально. Для этого собирали "разгоревшие" гранитные камни из банной камелёнки и толкли их пестом в ступах, после чего просеивали через мелкое сито и добавляли в глину. За камнями ездили даже в соседние деревни - Немяту, Екимово, Захарово, Вершинино. Затем глину замачивали в деревянных корытах на несколько суток. Воды лили немного. После стелили на пол в зимовке старый холст, на который и выкладывали замоченную глину и разминали её ногами до превращения в однородную массу. Топтали, сворачивали с той и другой стороны в центр и снова топтали. Когда глина готова, вымнется, её формовали в виде куба и заворачивали в холщовую тряпку, чтобы не сохла. Необходимое количество глины отрезали крепкой ниткой или проволокой с двумя ручками на концах."

Печь в мастерской

Печь в мастерской

Посуда в традициях карповской керамики

Посуда в традициях карповской керамики

Изделия изготавливались на гончарном круге, сушились и обжигались в русской печи.

Для того, чтобы посуда не пропускала воду, ее, раскалив докрасна, погружали в раствор овсяной или гороховой муки, который не только закупоривал все поры, но и, пригорая, образовывал на поверхности затейливые узоры.

Посуда была самой разнообразной. Корчаги, латки, квашни, крынки, роговики, кашники и др.

Рухлядный амбар

"Рухлядный амбар" - выставочный зал в Вершинине

Вершинино

Вершинино

В книге Ю.М. Критского "Кенозерье" приводится воспоминание жительницы Вершинина Евсеевой Екатерины Федоровны о промысле: "А вот гончарный промысел – это на Карповой только. Ходили с Карповой – нам посуду волочили. Мария, не помню по батюшке, худо говорила: “горшочки, горшочки под сметану-то, под сметану-то.” У ней старик делал, а она таскала. Продавала всякими путями – и на хлеб, как умелось".

В 2007 году в "Рухлядном амбаре" - крупнейшем музее Кенозерского национального парка в Вершинине открылась гончарная мастерская, в которой началось возрождение карповского керамического промысла. Нам посчастливилось побывать в 2008 году в этой мастерской и полюбоваться многообразием кенозерской посуды. А когда я увидела еще и колокольчики, то испытала неописуемый восторг!

Карповские колокольчики в гончарной мастерской в Вершинине

Карповские колокольчики в гончарной мастерской в Вершинине

Карповские колокольчики в гончарной мастерской в Вершинине

Колокольчики. Фото fotozerkalo-ru.livejournal.com, 2011 г.

Ольга Попова

http://www.kenozerje.17-71.com/goncharskill.htm