Колокольчики и народные промыслы

Красносельский ювелирный промысел

Поскольку "Метеоры", как и в Ярославле, в Костроме тоже не ходят, нам ничего не оставалось делать, как добираться до села Красное-на-Волге автобусом. Ехали очень по-русски, очень по-провинциальному. В маленький "ПАЗик" люди набились под завязку. Мы, слава богу, сидели, ибо на билетах были указаны места. Проход был полностью заставлен сумками, поэтому те, у кого билеты были без мест, вынуждены были стоять в прямом смысле на одной ноге. Среди пассажиров были монах, сумасшедший разговорчивый дед, цыгане, как всегда, мини-табором. Одна тетка, очень деревенского вида, пыталась на одной из остановок залезть в автобус с велосипедом.

Поехали мы в Красное по трем причинам. Во-первых, оно когда-то входило в Золотое кольцо, сейчас, правда, входит только в Малое. Во-вторых, оно знаменито своей шатровой церковью Богоявления 16 века и ювелирным промыслом. В-третьих, мы там не были.

Село это принадлежало Борису Годунову, позднее – роду Романовых и Вяземских

Село с 16 века славится золотых и серебряных дел мастерами. Они изготовляли перстни, кольца, цепочки, нательные крестики и серьги "калачи". В 19 веке село Красное стало жить исключительно ювелирным промыслом. Кустари производили изделий на миллионы рублей в год. Эти изделия были хорошо известны всей России. Они пользовались популярностью на Макарьевской и Нижегородской ярмарках. Костромские купцы торговали красносельским товаром в Москве, Харькове, Курске и даже в Сибири.

Красносельский ювелирный промысел, Царь-колокол

Царь-колокол
Красносельский Музей ювелирного и народно-прикладного искусства
Фото А. Барановой

Красносельский ювелирный промысел? Корабль - символ Костромы

Корабль - символ Костромы. Красносельский Музей ювелирного и народно-прикладного искусства. Фото А. Барановой

Образки и кресты-тельники, иногда украшенные эмалью, изготовлялись в Красном для всех крупных российских монастырей.

Как ни странно, пришествие Советской власти не убило старинный промысел. А в 30-е годы даже вновь открылось Красносельское художественное училище. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже изделия из Красного были удостоены золотой медали.

Мы с Артом первым делом пошли в музей при ювелирном заводе. В нем выставлены экспонаты, начиная с 17 века и заканчивая современными образцами.

У меня сложилось впечатление, что и музей, и завод переживают не лучшие времена. Хотя в селе с населением всего в 8 тысяч человек несколько добротно отделанных ювелирных магазинов. Только на пути к церкви мы видели три. Кто покупает всё это золото, даже и по цене производителя?

Удивило обилие такси. Они так и снуют туда-сюда. Кто на них ездит? Или в Красном, как в Суздале, много туристов?

Знаменитая церковь оказалась в реставрационных лесах, которые, похоже, стоят очень много лет, ибо на стенах храма выросли не просто прутики, а вполне большие деревья. А больше в Красном смотреть и нечего. До Волги мы не дошли: далековато и всё под горку. Назад пришлось бы наверх и наверх. А жарко.

Лариса Францек, июль 2005