Колокольчики и народные промыслы

Воронежская Матаня

"...Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев... Но всякое дерево имеет корни, которые связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела".

В.М. Песков

Когда меня спрашивают, чем знаменит наш город Воронеж, сразу приходит ответ: поэты Иван Никитин и Алексей Кольцов, писатели Иван Бунин и Андрей Платонов, Петр I и создание первого военно-морского флота, знаменитый автор "Белого Бима", котенок с улицы "Лизюкова" и фирменные конфеты "Песни Кольцова". А совсем недавно я узнала о воронежской матрешке.

Воронежская матрешка

Воронежская матрешка

Воронежская земля издавна славилась своими мастерами.

Доброй лаской сердце тронешь,
Поразишь судьбой крутой, —
Ах, Воронеж, Воронеж, Воронеж,
Мой талантливый, мой золотой!

Уже в середине XIX в. в разных селах и городах нашей губернии сложились народные художественные промыслы. Известность получили вышивка, гончарное дело, изготовление глиняной игрушки, лозоплетение, резьба по дереву, вязание, ковроделие. В местах расположения лесных массивов получили развитие деревообрабатывающая промышленность и художественная резьба по дереву. Об искусстве домовой резьбы, изготовления резных окладов икон, полок, шкатулок, рам, дуг и коромысел можно судить по сохранившимся памятникам архитектуры и музейным экспонатам.

А вот история нашей матрешки берет начало с 1969 года. В Воронеже местная матрешка зародилась значительно позже, чем в других регионах. Это, скорее всего, объясняется небольшими запасами древесины липы в Черноземье, традиционного сырья для изготовления заготовок куклы. Создательницу этой матрешки зовут Елена Геннадьевна Матвеева. Из такого, казалось бы, простого ремесла - изготовление матрешек, сделала творчество. Этот творческий процесс захватил ее на всю жизнь. И что самое интересное, нет ни одного повторяющегося образа, каждая матрешка уникальна. Елена Геннадьевна принципиально не делает одинаковых вещей, считает, что, где начинается штамповка, кончается искусство.

Характер росписи матрешек самобытен и не повторяет традиционных подходов, сложившихся в известных центрах художественных промыслов. Воронежская матрешка совершенно отличается от других матрешек формой и росписью. Её форма напоминает пасхальное яйцо, и на каждой одет костюм разных сел нашей области.

Воронежская матрешка

Автор Евгения Афанасенко

Все элементы украшения досконально изучены и располагаются в строгой исторической последовательности: определенный костюм и соответствие определенным обрядам. Обряды тесно связаны с песнями, с блюдами. Это единая культура, и костюм неразрывно связан со всей культурой вместе. Есть один отличительный элемент, по которому можно узнать воронежскую матрешку – это красный барановский платок. Поэтому на голове матрешки оказывается красный платок с синими цветами, словно излучающий жар. Такие платки производились на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогожского уезда Воронежской губернии. Они были доступны простым людям и поэтому успешно конкурировали с прославленными Павлово - посадскими изделиями. Эти платки носили и в других губерниях, но у нас он был излюбленный платок. Не смотря на то, что все костюмы разные, именно платок объединял традиции костюма всей области. Если в росписи матрешки платок символизирует связь создаваемого образа с небом, то орнаментальные мотивы рубахи, завески (передника), покромки (пояса), бусы, как бы служили своеобразными оберегами, охраняющими женщину от злых сил. Понева матрешки - подчеркивает связь с землей, частью окружающего мира. Знатоки говорят, что черный цвет поневы означает чернозем, а клетки - земельные наделы. Полоски между клетками показывают границы земельных участков. В народном костюме прописано гораздо больше, чем в нашем паспорте, каждый орнамент нам о чем-нибудь рассказывает. Если в красные или желтые нити, означающие границы земельных владений, попадает синяя нить или совсем вытесняет их, это означает, что в данной местности много водоемов. В росписи доминирует яркая цветовая гамма: красный – любовь, тепло, красота; алый – грусть о неразделенной любви; красно-оранжевый – цвет солнечного света и тепла; ярко-малиновый и нежно-розовый – цвета восхода и заката; желтый – разлука; зеленый – растительный мир; синий – вода, небо, верность; черный – цвет земли.

Каждый великий мастер стремится передать свои знания ученикам, чтобы народный промысел существовал как можно дольше. Ученица Елены Матвеевой Евгения Афанасенко - мастер декоративно-прикладного творчества создает свою матрешку – куклу Матаню.

Евгения Афанасенко на выставке Ладья - зимняя сказка

Евгения Афанасенко на выставке "Ладья. Зимняя сказка"

Эх, дудки, рожки, жалейки, свирели
Мы давно Матанечку с вами так не пели

Евгения, узнав о моем увлечении колокольчиками, решила пойти мне навстречу и сделала колокольчик-куклу. Сначала кукла обретает свое лицо, так появляется душа куклы и с ней можно поговорить, спросить, какой наряд ей хочется примерить? Роспись сравнима с ювелирным делом, тончайшие элементы образа матрешки накладываются послойно, словно куклу действительно одевают.

В моей коллекции представлены два колокольчика, девушка в зимнем уборе и более старшая женщина в сороке и покрыта барановским платком, но ни один из её сыновей или дочек пока не обзавёлся собственной семьёй, иначе бы она носила не сороку, а платок. Надета на ней черная домотканая шерстяная понева с прошвой. Черная, потому что чернозем, дань земле отдавали, чтобы плодородная земля была и приносила урожай.

Евгения Афанасенко. Колокольчик

Евгения Афанасенко. Колокольчик

Евгения Афанасенко. Колокольчик

Евгения Афанасенко. Колокольчик

В зависимости от сложности костюма и размера игрушки на ее создание может уйти от недели до месяца. Когда делается работа, вкладывается в нее определенный смысл, не просто расписать матрешку, а она должна нести информацию: в народном творчестве есть одна заповедь – это красота и польза. Все, что делается руками человека, должно отвечать этой заповеди. Какая польза от матрешки? Да большая! Матрешка знакомит с культурой нашей области, с традиционным костюмом, с обрядами. Народное творчество любят не все, но за фольклорным стилем стоит что-то большее, чем привлекательность. Предметы народного творчества имеют глубочайший культурный смысл. За каждой матрешкой, наряженной в костюм одного из сел Воронежской губернии, стоят годы исследований, сотни прочитанных книг. Воронежская матрешка совершенно отличается от других: Семеновской, Сергиево-Посадской, Вятской, Тверской. Ни в одной другой области или крае не рисуют матрешек в традиционных народных костюмах и платках, с точным соблюдением узоров и цветовой гаммы, и лучшие воронежские матрешки живут здесь, в городе у седьмой Луки Дона.

Е. Медведева. Колокольчик Продавец матрешек

Е. Медведева. Колокольчик "Продавец матрешек"

Юлия Чурилова

Литература:
Пономарёв П.Д. Зарождение искусства керамики в Воронежском крае/ Воронежский краеведческий сборник. - Воронеж,1985
Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. - Воронеж, 1994.
Живые истоки. Обряды и праздники, промыслы и ремёсла Воронежской области под ред. А.М. Зайцева - Воронеж,1995
Матвеева Е. Воронежская матрешка. Воронежский костюм. Воронежская роспись / Е.Матвеева //Народное творчество.- 2007.- №2.- С.26-27.

Добавить комментарий