Колокольчики и народные промыслы

Колокольчики в традициях распоповской глиняной игрушки

Хочу с большим чувством радости и гордости рассказать о новых колокольчиках, пополнивших список народных промыслов в моей коллекции. Автор этих работ – гончар, керамист из Орловской области, народный мастер России, Игорь Борисович Лузянин.

Распоповская игрушка. И. Лузянин

Впервые я познакомилась с его работами уже давно, лет 5 тому назад, когда они приезжали на фестиваль "Игрушка-Говорушка". Среди его изделий можно встретить чернолощеную глиняную посуду, а также игрушки, свистульки, сказочные образы из белой глины, расписанные традиционными орнаментами. Но, к сожалению, тогда не было колокольчиков.

Мастер Игорь Лузянин живет недалеко от Орла, в деревне Распопово. На протяжении многих лет, здесь жили и творили гончары и их изделия были популярны в округе. Игорь во время работ в огороде находил фрагменты глиняных игрушек, черепки посуды, по которым, впоследствии, и стал возрождать народный промысел. "Каждая игрушка или образ наполнены определенным смыслом: например, уточка – символ надежды, курочка – символ материнской заботы, все эти формы – это архитипы, которые живут в сказках, игрушках и не меняют своего содержательного смысла", - рассказывает Игорь Борисович. "Наше искусство заключается в художественном труде, умении выразить это содержание в глине, п ричем такими же техническими приемами, которыми пользовались мастера в деревне Распопово в прошлых столетиях". Случайного или нового в изделии ничего нет, древние глиняные раскопки раскрывают мастеру старинные формы, орнамент и технику работы с глиной. Выполняются изделия из местной глины, обжигаются на дровах в горне и расписываются по "сырому" красной глиной.

Сюжеты распоповских игрушек просты — утки, птички, лошадки, оленята, девушки, молодцы. Однако их смысловое значение куда сложнее. Каждое изделие можно назвать обрядовым, в них не только форма, но и орнамент – символичны. Игорь Борисович, рассказывая о своих работах, берет в руки свистульку уточку: "Головка – как капелька, на спинке – древо жизни, одной капли надежды достаточно для того, чтобы напитать корень древа жизни и тогда между ветвями крепкой веры и надежды на жизнь вечную произрастают плоды любви Христовой. И этот образ тот же самый, когда перебрасывается поперечная нить между основой. Основа – это вера и любовь, то вера берет вверх, то любовь берет вверх, два ряда меняются местами, а уточная или поперечная нить снует туда-сюда и веру с любовью крепит, как ткётся прочное полотно жизни человеческой. Эти образы в пространстве жизни человеческой занимают четкое определенное место. Даже ковш для питья, который в форме утицы, несет определенный смысл – обретение жизни вечной, сохранение любви и веры в единстве". По мнению мастера, важно не только донести до покупателя внешний образ изделия, но и внутренний, раскрыть его символичность, содержание. В каждой игрушке заложен определенный религиозный образ.

Распоповская глиняная игрушка

Я только потом поняла, почему у стенда работ Игоря Лузянина всегда много народа и он постоянно что-то рассказывает: просто купить у него игрушку и уйти невозможно, автор всегда расскажет о форме изделия, о тайном содержательном смысле, символичности орнамента. Такие истории можно слушать часами, когда я поинтересовалась, есть ли какое-нибудь печатное издание, чтобы более подробно вникнуть в тему, Игорь Борисович отметил, что это устная традиция, она и жива в искусстве до тех пор, пока возможно передавать знания из уст в уста, сохранять и реализовывать их в жизни.

В этом году на очередном фестивале "Игрушка-Говорушка" мне повезло пополнить свою коллекцию колокольчиками в традициях распоповской глиняной игрушки, и мастер Игорь Борисович Лузянин мне подробно рассказал о своих новых работах и раскрыл содержательный смысл каждого колокольчика:

Колокольчик Хозяюшка

И.Лузянин. Колокольчик "Хозяюшка"

И. Лузянин. Колокольчик "Бодрствуй"

Колокольчик "Хозяюшка" - женщина с курицей, она подняла свою правую руку и ее ладонь напоминает голову петушка. Того самого петушка, который Святому Петру прокукарекал. Святой Петр услышал голос петушка и вспомнил слова Христа, что все, что тот ему говорил, предсказывал, все так и случилось. Он понял это и тотчас же покаялся. С тех пор петушок – символ верности Христу, христианской верности. А женщина эта слушает своего петушка, если он прокукарекает, она немедленно спешит в церковь, покается в своих грехах и сердце у нее чистое, как у невесты Христовой. Этот петушок, а в других вариантах и курочка, являются для хозяйки символом заботы и воспитания детей. Как курочка носится со своими цыплятами, содержит в чистоте свое гнездышко, так и для хозяйки она является примером для воспитания детей и сохранения семейного очага. Орнамент на юбке у женщины называется "Дубы и ёлки". В народной символике дуб можно трактовать как "вера крепка", а вечнозеленая ёлка олицетворяет наши надежды. С ней же связана и традиция наряжать ёлку на Рождество. Украшая ёлочку, мы надеемся, что Христос родится и отделит добро от зла, что люди от зла отрекутся и придут к добру. Между ветвями надежды и веры произрастают плоды любви Христовой, которые и наполняют чистое сердце хозяюшки, поэтому она до старости остается невестой Христовой и обретает жизнь вечную, и любовь в сердце.

Колокольчик "Бодрствуй". Ручка колокольчика выполнена в форме петушка – символа верности Христу. Как и в чернышенской, и в плешковской глиняной игрушках, петушок молчит в знак того, чтобы он молчал всегда, чтобы Господь знал, что мы любим и верны ему. И чтобы народ знал, что Господь любит нас, раз он молчит, не попускает нам греха. Колокольчик – это символ голоса Божьего, который призывает нас к покаянию и сердечной молитве. На юбке колокола сверху изображен орнамент "волна" – река вечной жизни, нет у нее ни начала, ни края. Течет река над горами, над горным миром. Внизу гор растет трава – символ Святой Троицы.

Юлия Чурилова

Добавить комментарий