Колокольчики и народные промыслы

Традиционное сербское гончарное производство

Чтобы подробнее познакомиться с ремеслами сербского народа, в том числе и с гончарным производством в этой стране, нужно отправиться в Этнографический музей в Белграде, в котором собраны удивительные и редкие вещи прошлых эпох, рассказывающие о культуре, традициях и обычаях народов в этой стране. Первый этаж полностью посвящен народной одежде, не только Сербии, но других стран бывшей Югославии. Второй этаж знакомит нас с церковными праздниками, их атрибутами и традициями празднества.

Керамика Сербии
Керамика Сербии

За керамикой и остальными промыслами нужно подняться на третий этаж – именно здесь, среди макетов типичного жилья, мастерских и предметов быта, можно обнаружить керамическую посуду и даже колокольчики!

Керамика Сербии
Керамика Сербии
Керамика Сербии
Керамика Сербии

В период турецкого господства ремесла в Сербии развивались крайне слабо, частные мастерские были закрыты, народ из города переселялся в деревни. Как и во многих странах, где преобладала мусульманская культура, было запрещено изображать людей и животных, поэтому в украшении керамических изделий до сих пор присутствует только орнамент. Гончарство как ремесло постепенно начинало утрачивать свое значение, а изделия из металла наоборот распространялись с большей силой в те времена.

Керамика Сербии

Старинный горн, которым пользовались в Сербии

Керамика Сербии

Традиционная сербская посуда с заимственными элементами болгарской и венгерской керамики

Керамика Сербии
Керамика Сербии
Распространенный образ керамической кружки в Сербии

Распространенный образ керамической кружки в Сербии

Колокольчик

Колокольчик "Крепость Калемегден". Автор Valentina Savic.
Коллекция Ю.Чуриловой

Гончарное ремесло с применением ножного механического круга наиболее распространено в Сербии. Традиционно, таким видом гончарства занимались только мужчины. Наиболее важным центром керамики в Сербии считался город Пирот, хотя сейчас там нет ни одного действующего гончарного центра, занимающегося по традиционным направлениям ремесла. Остались некоторые мастера из другого гончарного центра в городе Вранье, но с каждым годом число мастеров, работающих в традициях народной керамики становится меньше. Попытка отыскать колокольчики или игрушки из глины в народных традициях была тщетна, а с другой стороны, это и не удивительно, так как для сербского гончарного производства характерно изготовление посуды, популярны кувшины для вина, фляги для воды и коньяка, посуда для приготовления пищи. Также популярны свечи для как ежедневного использования, так и для святых праздников. Среди детских народных игрушек в музее представлены окарины или свистульки в форме птиц или свиней.

В северной части Сербии вообще гончарство не развивалось, вся продукция импортировалась из стран Австро-Венгерской империи. И лишь в 20-х годах XX века гончары с юга стали осваивать рынок северных городов Сербии, но им пришлось перенять некоторые традиции венгерской керамики, чтобы отвечать спросу населения.

Базовые технологические процедуры для гончарства за ножным кругом были одинаковы для всех районов Сербии: добыча глины, ее обработка до работоспособной массы, обжиг и украшение в технике сграффито, роспись ангобами, рельефный декор, покрытие глазурью зеленых, коричневых и желтых оттенков. Глиняные изделия, не покрытые глазурью можно и сейчас встретить в Белграде, оказывается, эта техника весьма популярна. Дело в том, что она выполняется из белой взрывозащищенной глины и используется в основном для посуды, используемой для приготовления пищи на открытом огне. Орнамент на них представлен в виде точечного рисунка и волнистых линий.

Керамика Сербии

Фото И. Ивановой

Керамика Сербии

Фото И. Ивановой

керамическая деревня Злакуса фото – И. Иванова

Керамическая деревня Злакуса. Фото И. Ивановой

процесс работы с глиной фото И. Иванова

Процесс работы с глиной. Фото И. Ивановой

Сейчас популярным керамическим центром для туристов и ценителей керамики является деревня Злакуса на западе страны. Посещение этой деревни гончаров не было в наших планах, но нам удалось лично познакомиться и пообщаться с потомственным гончаром, сыном президента ассоциации гончаров в Злакусе – Милича Никитовича. У него как раз можно и узнать о традициях в гончарстве, принять участие в мастер-классе или просто приобрести что-нибудь на память, к сожалению, среди его работ колокольчиков нет, и никогда не было.

Керамика Сербии

Глиняная красота мастеров из Злакусы

Керамика Сербии

Фирменный знак Злакуса

Зато глиняные колокольчики другого мастера легко отыскались в другом месте. И не только колокольчики, а много разнообразной посуды, подсвечников и других сувениров. Продает такую красоту молодая девушка, а вот мастер керамики – ее отец. К сожалению, имя сразу не записала, поэтому в памяти осталось только лишь знакомство с автором и его рассказ о том, что изготавливает эту посуду он давно, глиной увлекается с самого детства. Относится ли его работа к какому-либо промыслу и есть ли у нее название, он не знает. Все делает так, как делали его дед и прадед, именно такая посуда у него в доме, и по его словам, вся его керамика носит аутентичный сербский мотив.

Колокольчик

Колокольчик "Белград". Автор Melita Biber Nuta. Коллекция Ю.Чуриловой

Керамика Сербии

Керамика Сербии

Керамика Сербии
Керамика Сербии

Приятно, что в Сербии живут и творят замечательные молодые керамисты, их работами любуются толпы туристов, прогуливающиеся по одной из центральных улиц Белграда. Их творчество – настоящая радость для коллекционеров колокольчиков. Свешивающиеся грозди колокольчиков издают прекрасный звук на ветру, рассказывают о главных достопримечательностях города и его вековых традициях.

Юлия Чурилова