Колокольчики и народные промыслы

Колокольчики в традициях старооскольской глиняной игрушки

Родился город на Осколе
Давно, в седую старину,
Став крепостью по царской воле,
Он грудью защищал страну.
Здесь любили песни, пляски,
Здесь рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось, узор,
Но отвести не в силах взор!

Действительно, такие простые, на первый взгляд, игрушки, а сколько в них жизни, красок, интересных орнаментов, что и глаз не отвести. Родом эти игрушки из Старого Оскола Белгородской области, и, благодаря талантливым мастерам, промысел жив по сей день и ассортимент продукции разнообразен: можно купить и барыню, и свистульку-коника, и сюжетную композицию, и, конечно, колокольчики.

Мастера Старого Оскола

Мастера Старого Оскола. Фото oskol-kultura.ru

Колокольчики

О.М. Рощупкина. Колокольчики с достопримечательностями Старого Оскола

Колокольчик

Колокольчик. роспись А. Сергеева

Колокол

Колокол сувенирный, изготовлен к 400-летию Старого Оскола, 1993 год

Чтобы подробнее узнать об истории появления игрушечного промысла я отправилась первым делом в краеведческий музей в Старом Осколе. Как и во многих музеях такого типа, большая часть экспозиции рассказывает об археологических находках, животном и растительном мире, истории края, его жителях, но мне непременно нужно было начать осмотр с зала, посвященного народным промыслам и этнографии. Именно здесь собраны старинные материалы, характеризующие быт и жизнь крестьян Старооскольского уезда, образцы праздничной женской одежды, глиняная посуда, игрушки, образцы ткачества и вышивки.

Старый Оскол

Краеведческий музей в особняке купца К.С. Лихушина XIX в.

Старый Оскол
Старый Оскол

Старый Оскол возник в конце XVI века как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Там жили казаки, защитники границ русских, пушкари, гончары. Населенные пункты вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях: Стрелецкая, Ямская, Пушкарская, Казацкая слободы. В одной из таких слобод на Казацких буграх жили гончары ремесленники. Одним из старейших промыслов уезда был гончарный. Помимо традиционных гончарных изделий мастера делали глиняную игрушку. У каждого мастера была своя техника изготовления игрушек-свистулек, сохранившаяся до наших дней.

Старооскольская игрушка
Старооскольская игрушка
Старооскольская игрушка
Старооскольская игрушка

В экспозиции можно увидеть старинную глиняную игрушку XIX века, найденную в слободе Казацкой, и работы современных мастеров. Согласно данным в "Статистических сведениях по Старооскольскому уезду" 1887 года, в уезде тогда было 172 гончара. В 20-30 годы XX века гончары объединялись в артели, а в годы Великой Отечественной войны гончарный промысел, практически, исчез. Лепить игрушку в Старом Осколе начали, вероятнее всего, с момента возникновения собственно гончарного промысла. Предполагается, несложную по исполнению игрушку начали лепить, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами. Стоила она дешево и была популярна. Вот как раз в музее можно и посмотреть на некоторые образцы игрушки, датируемой XVIII-XIX вв. Игрушки были найдены в старой части города, в слободе Казацкой, в некоторых селах района. В основном, встречаются игрушки-свистульки – всадники, барышни, коники, уточки, птички, барашки. Лепили в основном домашних животных, которые были в каждом дворе. Кроме свистулек в музее также можно увидеть погремушки цилиндрической формы с отверстиями, сухим горохом или камешками внутри. Барашки и коники приземисты, с короткими ножками, налепными деталями в виды гривы, рогов, маленькой головкой с прорезями, обозначающими глаза, нос, рот фигурки. Хвост фигурки является свистком, по бокам – два отверстия круглой формы для извлечения звуков различной тональности. На фигурках сохранены следы росписи черного, красного, коричневого цветов узором в полоску и елочку. Другой разновидностью свистулек являются птички и утушки на одной или двух ножках. Также популярны образы барышень и всадников. Барышни в длинных колоколообразных платьях, на голове – чепец с объемной оборкой, руки прижаты к животу или груди, иногда в руках – кувшин или ребенок. Всадники – это фигурки наездников, сидящих на коренастых лошадках, являющихся свистульками. Особенностью старооскольской глиняной игрушки является живая наивность образа, мягкие пластичные формы, чистый глубокий звук свистулек, который не зависит от формы изделия и даже степени сохранности игрушки.

А.Г. Филиппов. Старый Оскол

А.Г. Филиппов. Старый Оскол

В начале XX века промысел стал исчезать, хотя нельзя сказать, что промысел был утрачен полностью. В 50-е годы была предпринята попытка возродить глиняную игрушку, но настоящий интерес к промыслу вернулся только в 80-е годы XX столетия, и возрождение его связано с именами старейших мастериц – сестер Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых, перенявших мастерство лепки у своей матери еще в 30-х годах.

Игрушки сестер Гончаровых

Игрушки сестер Гончаровых

Игрушки сестер Гончаровых

Игрушки сестер Гончаровых

Вот что рассказывала Наталья Михайловна: "Давным-давно, в 30-е годы, занимались тогда игрушками, горшки лепили отец и мать. А больше никаких игрушек и не было, кроме глиняных свистулек. И такие они были радостные! Бывало, придем на базар, расставим их, а они красивые, красные, детвора так и смотрит на них… Ага! А коль засвистим, ох, это как музыка была для них. Вот как!" А я всегда удивляюсь, почему раньше только свистульками привлекали детей, ведь и колокольный звон понравился бы, и также колокольчик мог стать отличной игрушкой и сувениром.

Старооскольская игрушка
Старооскольская игрушка
Старооскольская игрушка

После музея я отправилась в старооскольский центр декоративно-прикладного творчества, здесь молодые и увлеченные мастера продолжают традиции лепки, обучают промыслу детей, участвуют в конкурсах и фестивалях. В этом центре подробно расскажут об игрушке, пригласят на мастер-класс и помогут расписать изделие согласно принятым канонам. Мастера не только возрождают старинную игрушку, но и "идут вперед", ищут новые формы и образы, пробуют современные краски, изготавливают и посуду, и сувенирную продукцию, среди которой можно выбрать и колокольчики в традициях глиняной игрушки и самыми популярными символами старооскольского края.

Старооскольская игрушка

Рощупкина О.М. Колокольчики в традициях старооскольской ишрушки

Старооскольская игрушка

Комаров С.В. Колокольчики в традициях старооскольской игрушки

Старооскольская игрушка

Рощупкина О.М. Старооскольская игрушка. Баба с кувшином, Ваня гармонист, свистулька Барашек, свистулька Петушок

Мне удалось познакомиться с народным мастером Белгородской области, керамистом – Оксаной Михайловной Рощупкиной, занимающейся возрождением старооскольского игрушечного промысла. Мастер рассказала, что белгородская земля очень богата глиной. Глина по цвету серо-черная, а после обжига становится белой. И вот по этой белой поверхности наносится рисунок. Раньше роспись делали гусиными перьями, поэтому и сам рисунок получался незамысловатым, состоящим из линий, черточек, пятен, которые иногда даже наносились пальцем. Некоторым продолжателям игрушки повезло побывать в доме сестер Гончаровых. Передавая опыт, обучая их, они выделяли особенности и характер игрушки: у уточек, так же, как и у петушков, барашков, коровок, должны быть "грудки"; ноги у животных не очень длинные и не широко расставленные; коню можно шею чуть изогнуть; юбки у баб и барышень не такие широкие, как у филимоновских. А любовь у бабушек-мастериц к игрушке была необыкновенная: лепя игрушку, они все время разговаривали с ней, как с живым существом.

Старооскольская игрушка

Семья. Н.М. Гончарова

Старооскольская игрушка

Семья. В. Лобынцев

Старооскольская игрушка

Хозяйка. В. Лобынцев

Старооскольская игрушка
Старооскольская игрушка
Старооскольская игрушка

Н.М. Гончарова

Старооскольская игрушка

Рисунок с игрушки О.М. Гончаровой

Старооскольская игрушка

Роспись Юлии и Тимофея Чуриловых

Старооскольская игрушка
Старооскольская игрушка
Старооскольская игрушка

В 2007 году по инициативе директора Старооскольского центра декоративно-прикладного творчества Инны Викторовны Белых был создан клуб любителей старооскольской глиняной игрушки под названием "Традиция".

Старооскольская игрушка не затерялась среди других игрушечных промыслов. Она прошла длинный путь, начиная как предмет быта и заканчивая произведением искусства. Жива игрушка и поныне и уже стала еще одним символом города.

Юлия Чурилова

Список литературы:
Сушкова И.Н. "Игрушка - не балушка: Сборник статей. - Старый Оскол: ООО "ТНТ", 2007.

Добавить комментарий