Колокольчики и народные промыслы

Воронежская глиняная игрушка, или Арефьевский потешный промысел

Игрушка из глины, дерева, соломы и других природных материалов всегда сопровождала человека. От предмета культового назначения языческой религии она утвердилась в современном мире как предмет праздника, веселья, а иногда и коллекционирования. Игрушка всегда несет в себе радость и восторг, передает тепло рук мастера.

Глиняные игрушки Воронежской области дореволюционного времени. Краеведческий музей

Глиняные игрушки Воронежской области дореволюционного времени. Краеведческий музей

Если попросить вспомнить известные игрушки, то любой назовет дымковскую глиняную игрушку, обязательно каргопольскую игрушку, не забудут о хлудневской и романовской игрушках, кожлянской и плешковской. Но никто не назовет воронежскую игрушку. Хотя это и неудивительно, ведь её сложно найти на выставках художественных промыслов, в галереях и арт-салонах, в продаже.

Несмотря на это, такая глиняная игрушка существовала, с присущими ей сюжетами, своеобразными орнаментами и формами. К настоящему времени по всей территории Воронежской области найдены 43 игрушки и их фрагменты. Это птички-свистульки и игрушки среднего размера: конь, баран, утка, барыни, дудки и т.д. Это говорит о том, что игрушка изготовлялась локально, но не стала промыслом. Но она была! В статье коллекционера Н. Валукинского "Глиняные игрушки" за 1925 год представлена некая информация об исследованиях игрушки в Воронежской губернии: "В 1913 году удалось найти коллекцию игрушек чрезвычайно содержательных. Одна из них изображала пахаря за сохой, вторая – странника, третья – гончара за станком. Лучше всего выглядела барыня, из животных интересен олень, козел, корова, бык. Краски самые разнородные и удачно подобраны".

В альбоме И.Я. Богуславской "Русская глиняная игрушка" показаны две удивительные "воронежские барыни" в знаменитых и ни на какие другие промыслы не похожих головных уборах, условно называемых "капоры", со спирально закрученными концами, их еще называют "селезнёвы кудри", т.к. перья из хвоста "косявчатого" селезня, а спирали – это знаки жизненной силы, плодородия, союза земли и воды.

Воронежская глиняная игрушка

Воронежские барыни. Нач. XX в.
Воронежская губерния. Белая глина, роспись
Альбом И.Я. Богуславской "Русская глиняная игрушка"

Галина Ивановна Арефьева – народный мастер Воронежской области, вот уже много лет возрождающая воронежскую "заманку", так называли в старину детскую игрушку. Многие сюжеты в ее работах появились благодаря изучению песенного и игрового фольклора, местных традиций и обычаев, благодаря знакомству со сказками воронежских сказительниц. Для мастера все игрушки словно живые, все дороги сердцу, ведь Галина Ивановна лепит все то, что ей близко и дорого, что согревает душу.

Для росписи глиняных игрушек Галина Ивановна Арефьева использует мягкие, не очень яркие краски, украшает насечкой по сырой глине, весь орнамент – это символы солнца, земли с зернами, символ дождя и олицетворение южной окраинной земли Воронежской области. Но самое большое таинство происходит в печи, при обжиге: "достаешь игрушки после обжига, как горячие пирожки из русской печи, звонкие, чистые", - делится с нами автор работ.

Воронежская глиняная игрушка

Народный мастер Воронежской области Галина Ивановна Арефьева

Когда я познакомилась с Галиной Ивановной и рассказала ей о своем увлечении, она попробовала сделать из традиционный воронежской игрушки колокольчик. И не просто привязывая "язычок" внутрь изделия, а по всем правилам: специальное крепления для "язычка", "юбку" колокольчика пошире, да чтоб звон был голосистым и красивым. В основе колокольчика, как и в игрушке, лежит найденная старая форма – удлиненная, округлая, пустотелая. При лепке используется налепка рогов и бороды у животных, пышный гребень у птиц, подвески к ушам и кокетки. Узор на костюме у барыни в виде насечек в разных направлениях с обереговой символикой. Краски разные по цвету и по тону: красные, синие, зелёные, желтые, серебряные.

Колокольчик

Колокольчик-коляда. Коллекция Ю.Чуриловой

Колокольчик

Колокольчик "Барыня с гусем". Коллекция Ю.Чуриловой

Глиняные игрушки Г.И. Арефьевой хранятся в музее игрушки в Сергиевом Посаде, а также украшают многие частные коллекции. Во время работы над изделием Галина Ивановна не только размышляет над сюжетом и техникой работы, в её руках глиняные птички, барашки, барыни оживают, мастер придумывает потешки-сказки к своим игрушкам. В прошлом году любители глиняных игрушек Галины Ивановны познакомились с книгой "Кудыкина гора", на страницах которой – сочинённые мастером сказки, основанные на историях из жизни и творческой работы. В них живут красные кони и золоторогие олени, трёхрогие птицы и заморские чудеса.

Романовская игрушка и воронежская игрушка почти одинаковые

Многие сходятся во мнении, что романовская игрушка и воронежская игрушка почти одинаковые. Безусловно, есть схожие черты, т.к. некоторые села ныне Липецкой области ранее относились к Воронежской губернии. Но на фото видны и четкие отличия в костюмах и росписи. Фото из журнала Народное Творчество

Колокольчики "Воронежские барыни"

Колокольчик

Колокольчики "Воронежские барыни".
Коллекция Ю.Чуриловой

Колокольчик

Колокольчик "Воронежская барыня".
Коллекция О.Поповой

Слева - Барыня одета в народной костюм Воронежской губернии, внимание привлекает необычный головной убор – "кичка" (волосник), закрывавшая волосы и имевшая впереди твердую часть. Этот предмет сохранил языческий элемент рогатости: две маленькие шишечки надо лбом, дань поклонения древней богине Макошь, покровительнице женщин, домашнего очага и хозяйства. Церковь запрещала носить такой головной убор, связывая рога с нечистью, темными силами. Но особенно молодые замужние женщины долгое время сохраняли традицию ношения рогатой кички, т.к. верили, что в ней – ритуальное признание связи женщины с Великой Богиней, воплощающей производительный период в жизни женщины.

Справа – Барыня в другом головном уборе - "капоре" со спирально закрученными краями, опять же являющемся оберегом, символом земли и солнца, плодородия. Характерная особенность барыни в её руках: они в виде лапы, которые крепко обнимают детей в одеяльце. Роспись костюма повторяет узор на старинных игрушках нач. XX века.

Барыня на фото справа воплощает самый архаичный образ воронежской глиняной игрушки, найденной при раскопках и хранящейся музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Колокольчик "Вождение козы"

Колокольчик по сюжету раскрывает тему ряженья в обрядовом фольклоре Воронежской области. Есть сведения об игровом "шествии с козой". К рогатулине прибивали поперечную палку, вешали на неё "бороду", одевали козу, украшали. Две женщины водили козу от дома к дому и пели колядки. За женщинами шёл народ, все обходили деревню, калядовали и собирали подарки. Коза должна была пугать людей, падать на землю, умирать, если не давали подарки. Касаясь рогами земли, коза как самое плодовитое животное должна была вызвать плодородие земли и передать силу своей плодовитости растениям.

Колокольчик

Колокольчик "Вождение козы".
Коллекция Ю.Чуриловой

Юлия Чурилова

Источники:
Г.И. Арефьева "Кудыкина гора". – Воронеж, 2012. – 72 с.
И.Я. Богуславская "Русская глиняная игрушка". – Искусство. Ленинград, 1975.
Елецких В.Л., Болгов М.И. Воронежская керамика. Игрушка-говорушка. – Воронеж: ООО "Творческое объединение "Альбом", 2007.

Комментарии