Колокольчики и народные промыслы

Жостовская роспись

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.".

В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово.

С этого начинался промысел

С этого начинался промысел. Фото В.Леонова. Выставка "Волшебный сад", 2009.

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Жостовская роспись

Жостовская роспись. Выставка "Волшебный сад", 2009. Фото В.Леонова

Перед тем как попасть к живописцу, поднос шлифуется, грунтуется и лакируется. Эти процессы проходят несколько стадий. При росписи используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.

Каждый этап росписи имеет свое, специфичное, название. Сначала делается "подмалёвок" или "замалёвок", т.е. мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Художник, кстати, всегда расписывает подносы только на коленке, а не на столе или какой-нибудь подставке. На фотографии как раз изображена первая стадия процесса, т.е. "замалевок". Второй этап называется нанести "тенежку", что означает подчеркнуть затененные места. Далее осуществляется "бликовка", т.е. выполняются белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. "Чертежка" и "посадка семенцов" - это прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец делается "привязка", т.е. в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор.

Мастер-класс на выставке "Волшебный сад"

После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция, наводка зеркального блеска, выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.

Мастер за работой

Мастер за работой. Фото Л.Францек

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Колокольчик

Колокольчик. Коллекция С.Нарожной

При фабрике существует музей, где выставлены уникальные произведения мастеров, и магазин, где можно купить продукцию.

В музее при фабрике

В музее при фабрике. Фото Л.Францек

Лариса Францек

Источники:
encycl.accoona.ru
zhostovo.ru

Жостовские подносы на выставке "Волшебный сад", посвященной 185-летию Жостовской фабрики декоративной росписи. Москва, 2009 г.