Сказочный мир детства

Русские сказки и их герои

Русские народные сказки, изданные Александром Николаевичем Афанасьевым в 1855-63 гг., сразу после выхода стали частью национальной русской культуры. По сей день нет сборника более полного. Афанасьев взял из архива Русского Географического общества хранившиеся там сказки и присоединил к ним многочисленные записи В.И. Даля. Сборник таким образом составился из сказок не одной местности, а включает в себя сказки архангельские, астраханские, владимирские, вологодские, воронежские, казанские, калужские, костромские, курские, московские и т.д. Представлена вся огромная страна, протянувшаяся на тысячи верст с запада на восток и с севера на юг.

В середине 60-х годов XIX века в России стала бурно развиваться общественно-политическая жизнь. Фольклор, по традиции передававшийся из поколения в поколение, вступил в кризисную пору. Если еще во времена Пушкина существовало полноценное искусство рассказывания сказок, то теперь акценты в творческой жизни народа оказались смещены.

Изданием своей книги Афанасьев спас от небытия ценнейшие произведения искусства народа.

Интересно, что полный свод его сказок предназначался для взрослой аудитории. И он никогда не считал его уместным для детей. Незадолго до смерти Афанасьев издал сборник сказок для детей, полностью приспособленных для домашнего чтения.

Каждый, кто читал сказки Афанасьева, несомненно почувствует в них связь между народным творчеством, фольклором и произведениями Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого.

Не претендуя ни в малейшей степени на какой-либо анализ сказок, замечу, однако, что стоит только взглянуть на их названия, чтобы убедиться, как много в них действующих лиц животных.

Кого из нас в самом раннем детстве не баюкали так:


"Козлятушки, детятушки!
Отопритеся, отворитеся!
А я, коза, в бору была;
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка в копытечко,
Из копытечка в сыру землю!"? (Сказка "Волк и коза").
А вот и колокольчик "Мама-коза".

Колокольчик

Избушка мамы-козы и козлятушек.
Коллекция Л.Францек

Колокольчик

Мама-коза.
Коллекция Л.Францек

Кто из детей не переживал, когда лиса пела, выманивая петушка из избушки:

"Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку". (Сказка "Петушок — золотой гребешок").

Как читатель сочувствует зайцу, выгнанному лисой из своей лубяной избушки! И как он радуется, что петух помог ему хитрую одолеть. Я думаю, что мои петух и заяц похожи на этих героев:

"И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке". (Сказка "Лиса и заяц")

Колокольчик

Петушок — золотой гребешок.
Коллекция Л.Францек

Колокольчик

Избушка зайца из сказки Петушок — золотой гребешок.
Коллекция Л.Францек

А вот этот колокольчик — кот Баюн из сказки "Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что". Кот изображен не тогда, когда он на голову Андрея прыгнул, а когда стал свои чары к нему применять, т.е. дремоту напускать.

"Андрей бьет, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей... Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, все тебе сделаю".

Колокольчик

Кот-баюн.
Коллекция Л.Францек

Колокольчик

Заяц и петух из сказки Лиса и Заяц.
Коллекция Л.Францек

Эта уточка не из сказок Афанасьева. Мне кажется, она похожа на Серую Шейку из одноименной сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка. Подкравшаяся Лиса сломала крылышко утенка, поэтому Серая Шейка не могла улететь на зиму в теплые края со всей стаей.

"Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету. Отдельные гнезда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодежь с веселым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета...
Одна Серая Шейка не могла принимать участья в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для нее составляла все".

Колокольчик

Серая Шейка.
Коллекция Л.Францек

Эта героиня сказок — особая. Она лягушка из сказки "Царевна-лягушка", которая могла сбрасывать лягушачью кожу и превращаться в Елену Прекрасную. У Афанасьева эти превращения описаны так:

"... лягуша пошла, сбросила с себя кожух, оделась чудо как!
Приезжает на бал; Иван-царевич обрадовался, и все руками схлопали: кака красавица!"

Колокольчик

Лягушка-царевна.
Коллекция Л.Францек

Колокольчик

Емеля.
Коллекция Л.Францек

Емеля — еще один известный персонаж русских сказок. Он ленив, "целый день лежит на печке, знать ничего не хочет". (Сказка "По щучьему велению"). По-моему, мой колокольчик достаточно верно изображает характер Емели. Интересно, что обычный взгляд на Емелю как персонажа связан с тем, что его имя несет в себе негативный смысловой оттенок. Оно означает: простоватый, глуповатый, неряшливый, запечный дурачок и лодырь. Кстати, представители нетрадиционного подхода к характеру Емели говорят о философской созерцательности и метафизичности его поступков, считают его гениальным выразителем народного духа. Они считают, что Емеля многого достигает как раз с помощью не суетной деловитости, а созерцательного, мудрого взгляда на жизнь и пренебрежения к ее суете. С чем я лично готова согласиться, прочитав их несколько наукообразную заумь, так это то, что "сказочный дурак в русской сказке вообще не дурак. Таким он предстает в глазах персонажей сказки или ее читателей, воспринимающих мир на обывательском уровне "здравого смысла".

Солдат в русских сказках смел, отважен, а, главное, находчив. Пословицы В.И. Даля тоже, кстати, отражают многие из этих качеств: "У солдата на все ответ готов", "Солдат шилом бреется, дымом греется", "Русский солдат куда бы ни пришел, всё дома", "У солдата нет карманов, а всё спрячет". А сказка "Солдатская загадка" как бы подытоживает:

"Солдата не проведешь, он — человек бывалый".

Вот такой бравый солдатушка и себя, и царя в лесу от голода и от разбойников спас. (Сказка "Солдат и царь в лесу").

Колокольчик

Бравый солдатушка.
Коллекция Л.Францек

Дед Мороз — один из любимейших сказочных персонажей. Иногда он называется Морозко или Мороз как в одноименной сказке из сборника Афанасьева. Полюбилась морозу мачехина падчерица за "умные речи". "Мороз хотел ее тукнуть и заморозить", да "жаль стало". Вместо этого принес он ей "сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого".

Колокольчик

Дед Мороз.
Коллекция Н.Краснопёровой

Колокольчик

Дед Мороз и елочка.
Коллекция Л.Францек

Колокольчик

Дед Мороз.
Коллекция Л.Францек

А вообще Дед Мороз из сказок достоин немного более подробного рассказа.

В давние времена славяне верили, что от бед и несчастий людей оберегают древние духи предков. И, чтобы они стали благодушными, их нужно умилостивить. Для этого зимой устраивали колядки. Колядующие одевались как можно страшнее: шубы наизнанку, маски. Так они изображали духов. Духи стучались в окна, и люди выносили им подарки, угощения. Самый страшный из колядующих назывался Дед. Его и считают самым древним прообразом современного Дедушки Мороза. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко (он же в более поздних версиях — Мороз Иванович, Мороз Красный нос).

Распространенная в Европе традиция дарения подарков у ёлочки особым мифологическим персонажем прижилась и в России. Правда, конкретное имя появилось не сразу. Но со временем свое место у елки прочно занял Дед Мороз. Постепенно из злого персонажа, которым родители пугали детей, Мороз превращается в доброго волшебника, властителя зимнего леса, создающего чудесный зимний праздник.

Лариса Францек

Источники:
"Русские народные сказки". Из сборника А.Н. Афанасьева. Москва, "Художественная литература", 1987.
"Русские сказки. Былины". Москва, "АДЛ", 1993.
В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка", Москва, "Русский язык", 1982.
sovetuku.ru