Бретонская сказка в деревне Денежкино

В галерее Amour Breton

Летом текущего года друзья, зная о моей сентиментальной любви к Франции, рассказали о необычном музее, совсем недавно появившемся в Истринском районе Подмосковья, но уже успевшем обрести популярность у любознательных российских туристов. Несколько недель назад и я там побывала. Ну, что сказать? Честно говоря, испытала настоящий культурный шок…

В галерее Amour Breton

Речь идет о частной галерее «Amour Breton» — ни много, ни мало самом крупном собрании бретонского искусства в Европе. (Крупнейшая коллекция в мире, как говорят, находится, естественно, в Нью-Йорке). Очень интересна история возникновения уникального музея на Истре. Выбирая мебель для дома, российский бизнесмен Евгений Плясов (создатель и владелец галереи), обнаружил существование понятия «бретонский стиль», включающий в себя деревянную мебель, предметы интерьера, живопись и фаянсовую посуду. И был очарован неожиданно открывшимся удивительным миром, в котором добротность и основательность гармонично сочетались с тонкой работой, изумительно красивым декором, теплотой и душевностью. Так родилась и выросла необыкновенная коллекция, которой теперь можно любоваться в Подмосковье всем, кто неравнодушен к декоративному искусству.

В галерее Amour Breton

В галерее Amour Breton

Бретонский стиль возник в Бретани, провинции, расположенной на северо-западе Франции на берегу Атлантического океана. Жители Бретани бретонцы – потомки древних кельтов, покинувших в незапамятные времена Британию, переправившись через Ла-Манш. Кельтское происхождение и обусловило непохожесть бретонцев на остальных жителей Франции, создало и закрепило неповторимый стиль в культуре. И поныне бретонцы берегут собственную идентичность и чтут традиции. И в основе декора бретонской мебели лежат кельтские мотивы и орнаменты.

В галерее Amour Breton

Существенную часть коллекции Amour Breton, помимо мебели, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, составляют изделия знаменитого кемперского фаянса, получившего свое название от города Кемпер (Quimper) в Бретани. Бретонское слово «kemper» в переводе означает – «слияние двух рек». Не так давно Кемпер отпраздновал солидный юбилей – 300 лет со времени основания (1699 год) в местечке Локмария, ныне одном из кварталов города Кемпер, первой фаянсовой мануфактуры, которую создал Жан-Батист Буске, мастер фаянса из Прованса.

В галерее Amour Breton

В галерее Amour Breton

В галерее Amour Breton

В галерее Amour Breton

В галерее Amour Breton

В галерее Amour Breton

В галерее Amour Breton

Стоит добавить, что момент возникновения и расширения фаянсового производства в Бретани совпал с активным развитием гончарного искусства и модой на красивую фаянсовую посуду повсеместно во Франции, причем во всех слоях общества: от простых крестьян и горожан до дворян-аристократов. Последним не то, чтобы надоела золотая и серебряная посуда, но они были вынуждены принять предложение Людовика XIV и поделиться с государством, добровольно отдав в оскудевшую казну драгоценную утварь. Таким образом, в стране моментально вырос спрос на нарядные фаянсовые сервизы, и в городах Франции стали открываться faienceries (гончарные мастерские). Немногим из них повезло сохраниться и до наших дней. А фаянсовое производство в Кемпере, возникшее в крохотной мастерской, существует и поныне.

Шли годы, и уже в 1708 году семья Буске открыла в Кемпере магазин, а в 1731 году в продаже появились расписанные изделия. Мануфактура, принадлежащая этой семье, позже получила название «HB». С тех самых пор и по сегодняшний день кемперский фаянс расписывается только вручную. Одновременно в конце XVIII века в Кемпере открываются и успешно работают еще две фаянсовые мануфактуры, одна из которых называлась «Henriot». Все фабрики, конкурируя между собой, внесли свой творческий вклад в формирование художественного стиля, цвета, самобытного дизайна кемперского фаянса. Первоначально фаянсовое производство в Кемпере развивалось под сильным влиянием признанных центров керамической культуры: Мустье (Марсель), Руан и Невер. Сочетание этих трех разных стилей французского фаянса, взаимное обогащение опытом, секретами и нюансами мастерства дало импульс рождению выдающегося, неповторимого стиля, которое сейчас мы называем «народным кемпером» (Quimper populaire).

В галерее Amour Breton

В галерее Amour Breton

В галерее Amour Breton

Расцвет кемперского фаянса, его золотой век связаны с именем знаменитого французского художника, керамиста и фотографа, творившего в Кемпере в конце XIX века – Альфреда Бо, (Alfred Beau, 1829-1907), вдохнувшего новую жизнь в кемперский фаянс и фактически основавшего его оригинальный дизайн. Им были созданы клише так называемых ботанических серий, фольклорных сюжетов, бретонские пейзажи. Именно Альфред Бо привлек в Кемпер профессиональных художников по фаянсу, и выпускаемые кемперскими фабриками изделия приобрели подлинную художественную ценность. К началу XX в. в Кемпере трудились уже более 200 мастеров по росписи фаянса. Благодаря Альфреду Бо, появился самый известный и узнаваемый мотив кемперского фаянса, так называемый «petit breton» — маленький бретонец в национальном костюме, одетый в широкие шаровары, широкополую шляпу и деревянные сабо.

В галерее Amour Breton

В галерее Amour Breton

В галерее Amour Breton

Окончательно сформировались основные цвета кемперского фаянса, их пять: синий, зеленый, красный, желтый и марганцево-фиолетовый. На тарелках, блюдах, вазах, чайниках, супницах изображены бретонцы-труженики, зарабатывающие на жизнь тяжелым физическим трудом – моряки, рыбаки, землепашцы, ремесленники. При этом они горды своей силой и умением, полны оптимизма и любовью к жизни, счастливы и свободны, как свежий ветер Атлантики, омывающей этот благодатный край. Ни один сюжет не повторяется. От взгляда на эти изделия становится теплее на душе, они излучают такое доброе обаяние, искренность, какую-то кипящую радость жизни, остаться равнодушным к ним просто невозможно. Жанровые картины быта бретонцев – это поэзия народной жизни в фаянсе. Собственно, эти сюжеты, на которых показана жизнь народа, а не знати и поразили Евгения Плясова сразу и навсегда, и простые бретонцы вдохновили собрать коллекцию бретонского искусства.

В галерее Amour Breton

В галерее Amour Breton

В галерее Amour Breton

Полное и окончательное признание кемперский фаянс получил на Международной выставке в Париже в 1878 году, почти затмив мейсенский фарфор.

В 1994 году три крупных фаянсовых фабрики Кемпера, когда-то конкурировавшие между собой — HB (Grande Maison de la Hubaudiere), PB (Porquier-Beau) и HR (Henriot), объединились под одним брендом Faiencerie d`Art Breton Quimper.

«Несмотря на преданность традиции, современным мастерам при имитации старинных сюжетов уже никогда не удастся наполнить их таким живым присутствием, как это делали современники ушедшей эпохи. Для нас они сохранились в редких шедеврах музеев и антикварных коллекций, некоторые из которых мы предлагаем вашему вниманию, собрав их под одной крышей в доме «Amour Breton»»

Это цитата из прекрасно изданной, богато иллюстрированной брошюры, приобретенной мною после экскурсии, которую интереснейшим образом провела Анна, дочь владельца галереи. Как же приятно видеть увлеченных людей, которые обладают обширными знаниями, искренне делятся ими, умеют подать их так, что завороженный слушатель начинает понимать, что не зря музей носит такое выразительное название. Здесь, действительно, царит любовь, любовь к Бретани, к искусству, к знаниям, к людям!

Штата музейных работников пока нет. Разрешено свободно фотографировать всё и везде. Еще и напоследок усадили группу за старинный бретонский стол и напоили всех вкуснейшим чаем со сладостями. Впервые в жизни пила чай в музее.

В галерее Amour Breton

Еще 31 фотография:

Подводя итоги, могу сказать, что впечатления, на самом деле, сильнейшие. Коллекция уникальная, единственная в России, собрана с целеустремленностью и безупречным вкусом, по-настоящему, увлеченными людьми. Удивительно и то, что совсем нет ощущения, будто ты побывал в музее. Ну, просто пришел в гости в бретонский дом. Ничто не давит, все экспонаты расположены с чутким знанием музейного дела, все можно рассмотреть, никаких веревочек, ходи, где хочешь, хотя предметы представлены исключительно антикварные. Фотографирования достоин каждый из них, но сделать это физически невозможно. Где-то я читала, что набросок Рембрандта сейчас легче достать, чем антикварную бретонскую тарелку. И поэтому очень-очень радостно и ценно, что такая редкостная коллекция теперь есть у нас в стране и ее можно увидеть. Всем рекомендую. Положительные эмоции и «огонь в душе» обеспечены надолго. По-другому и быть не может. Ведь как писал наш великий Василий Дмитриевич Поленов: «Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».

P.S. Колокольчиков в музее нет от слова совсем. Я уточнила. Ну, и ладно. У меня есть несколько простеньких. Покажу их для полноты картины. Всё-таки у нас галерея колокольная:)

Колокольчик
Колокольчик. Коллекция А. Шерешевской

Колокольчик
Колокольчики. Коллекция А. Шерешевской

Колокольчик
Колокольчик. Коллекция А. Шерешевской

Колокольчик
Колокольчик. Коллекция А. Шерешевской

Колокольчик
Колокольчик. Коллекция А. Шерешевской

Колокольчик
Колокольчик. Коллекция И. Лапиной

Колокольчик
Колокольчик. Коллекция И. Лапиной

Источники:
https://fr.wikipedia.org/wiki/Fa%C3%AFence_de_Quimper
https://en.wikipedia.org/wiki/Alfred_Beau
http://www.musee-faience-quimper.com/historique/
http://amourbreton.ru/ru/
Брошюра «Amour Breton»

9 комментариев
Лариса | 12.12.2019

Анна, прочитала Вашу статью с огромным интересом! Впервые узнала об этой замечательной коллекции. Она великолепна!
Просто нет слов, чтобы описать моё восхищение! Постараюсь посетить этот музей! Спасибо за то, что поделились своими впечатлениями!

Анна | 12.12.2019

Лариса, спасибо за внимание! Очень рада, что вам понравилось.

Olga | 16.12.2019

Перечитала еще раз. Великолепно! Анна, а как попасть в этот чудесный музей?
Очень приятно, что среди изделий есть колокольчики.

Анна | 16.12.2019

Оля, спасибо! Туда попасть не так уж сложно. Я точно
знаю, что в Москве два туроператора организуют групповые экскурсии. Я ездила от «Вокруг света». Индивидуально, по-моему, попасть нельзя, только в составе группы. Группа небольшая, никто никому не мешает.

Olga | 17.12.2019

Ясно, будем пытаться)

Ирина | 18.07.2020

Анна, здравствуйте, записывалась с подругами на мартовскую экскурсию . Но карантин помешал нашим планам. Напишите, пожалуйста, какая сейчас ситуация с посещением вашего замечательного музея? Если можно, пришлите ваш номер телефона, который не могу у себя найти. Заранее спасибо, Ирина.

Анна | 20.07.2020

Здравствуйте, Ирина. К сожалению, я ничем не могу вам помочь, т. к. не имею никакого отношения к музею Amour Breton. Прочитайте внимательно очерк и вы поймёте, что я посещала его в составе туристической группы и просто написала о своих впечатлениях в «Колокольную галерею». Вам стоит обратиться или в турфирмы, которые проводят экскурсии или непосредственно в Amour Breton.

Ирина Лапина | 11.12.2020

В какой уж раз с удовольствием перечитываю вашу статью. Фантастический и уникальный музей! Во Франции такого нет, думаю. Спасибо за чудесный очерк, Анна. В Монреале много потомков бретонцев. Время от времени я встречаю на блошиных рынках подобные тарелки, вазы. Все подумываю, а не приобрести ли мне кое что.

Анна | 13.12.2020

Спасибо большое, Ирина! Очень, очень приятно, что читаете. А прикупить что-то непременно надо! Красивый и лёгкий фаянс. У меня висят две парные тарелки, купили когда-то в Марселе на блошином рынке.. Украшают и стену, и жизнь))

Оставьте комментарий